Божией Матери "Почаевская"
Икона
сия находится в Успенской Почаевской лавре Волынской епархии (Украина); название
Почаевской получила от местечка Почаева, находящегося между Кременцом и Бродами;
от этого же села получила свое название и гора Почаевская, на которой находится
лавра.
Гора эта значительно выше всех окружающих ее гор и в особенности
замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою и очень удобна
для помещения. В этой пещере поселились два монаха, которые посвятили себя
подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божиею.
Один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для
совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую
Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего
сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В
то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и,
поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославивших Богородицу за явление
и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности
камня оставила вдавленным оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор
прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твердый камень растаял, как воск,
и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, несмотря на то,
что неисчислимые поклонники постоянно наполняют ею сосуды свои для исцеления от
недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне
были около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением
божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии — неоскудевающим
источником великих чудотворений.
В 1595
году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в
благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою
благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенною им из Константинополя.
Сначала эта святыня не многим была известна; но вскоре от иконы стали истекать
чудеса, и сама Анна Гойская стала оказывать особенное благоговение к иконе и
теплить пред нею неугасимую лампаду с тех пор, как увидела Пресвятую Богородицу,
явившуюся ей в сиянии света. Анна Гойская удивлялась силе благодати от иконы
Богоматери; но, когда ее брат Филипп Козинский, слепой от рождения, повергся со
слезами и молитвою пред святою иконою и тут же получил зрение, тогда она
устрашилась такую благодатную святыню держать в своем доме и потому в 1597 году
при стечении многочисленного народа препроводила ее со свечами и молебным пением
в Почаевскую обитель и отдала на вечное хранение инокам, обитавшим в пещере.
Вскоре
на скале выстроена была и церковь в честь Успения Богоматери. По
смерти Анны Гойской все ее имение и даже самая гора Почаевская достались по
наследству Андрею Фирлею, проживавшему в местечке Козине. Он, будучи
лютеранином, ненавидел Почаевский монастырь и его иноков, всегда стараясь
делать им притеснения. Он отнял у них землю и леса, приказал сожигать кельи,
бить монахов и запрещал народу приходить на Почаевскую гору для поклонения
чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. Наконец придумал он отнять у них
чудотворную икону и с множеством вооруженных единомышленников напал в 1623 году
на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и самую чудотворную икону. К
довершению кощунства он приказал жене своей надеть церковные облачения и, взяв
святую чашу в руки, явиться в кругу пирующих, изрыгая хулы на православие и
святую икону. За такое кощунство жена его в ту же минуту была наказана судом
Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил ее, пока Фирлей не возвратил
чудотворную икону в Почаевскую обитель. По возвращении иконы в монастырь
неоскудно продолжали изливаться от нее различные чудотворения. Слух о таких
чудесных событиях быстро разносился по всем концам земли русской, и со всех
сторон стали стекаться к ней толпы поклонников, ищущих помощи и спасения в
милосердии Божием.
Между
многими чудесами от Почаевской иконы Богородицы особенно замечательно чудесное
избавление обители в 1675 году от турок, которые приступили уже к монастырским
стенам. Возлагая свою надежду на помощь Божией Матери, монахи всю ночь молились
и пели пред чудотворною иконою акафист и, когда возгласили: «Взбранной
Воеводе победительная», вдруг Пресвятая Дева явилась в светлой одежде,
окруженная ангелами с обнаженными мечами; на турок напал внезапный страх, и они
обратились в бегство.
В 1770
году, когда Почаевскою обителью завладели униаты, учреждена была особая комиссия
для достовернейшего исследования преданий о чудотворной иконе. Из этих сведений
видно, что на поклонение Почаевской иконе Богородицы приходили и исцеление от
нее получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане латинского
исповедания и даже евреи, которые по исцелении принимали христианскую веру.
В 1831
году по возвращении Почаевского монастыря православному ведомству он наименован
Успенскою Почаевскою лаврою. Православные христиане питают к Почаевской святыне
великое благоговение, и на поклонение к ней притекают во множестве богомольцы из
самых отдаленных мест России.
Празднование иконе совершается 5 августа.
По материалам книги:
С. Снессоревой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы
и описание святых чудотворных ее икон"
Иконы и святые >>
Апостолы
Иконы и Жития святых
Как именуются святые
Именины по святцам
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|