Рецепт от греха
Нарой корней послушания, Собери цветов душевной чистоты, Нарви
листьев терпения. Собери плодов не лицемерия, Не упивайся вином прелюбодеяния, Всё это иссуши постом воздержания, Вложи в кастрюлю добрых дел, Добавь воды слёз покаяния, посоли солью братолюбия, Добавь щедрот милостыни, Положи порошок смирения и коленопреклонения. Принимай по 3 ложки в день страха Божия, Одевайся в одежду праведности и не входи в пустословия, А то простудишься и заболеешь грехом опять.
(1920-е годы. Монахиня Шамбрдинского монастыря)
Разными путями люди угождают Богу. Церковь прославляет угодников Божиих в разных чинах.
Апостолы - ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
Ангелы - это святые духи, служители Божие, вестники воли Его. По учению Церкви, всех ангельских чинов девять: высшие чины - Серафимы, Херувимы, Престолы; средние чины - Господства, Силы, Власти; низшие чины - Начала, Архангелы, Ангелы. Старший в ангельском мире - Архистратиг Михаил (21 ноября).
Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. Поэтому все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.
Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это безплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей и быть живым образцом Божиих совершенств. Они - верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и по этому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.
Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим Ангелов, хотя они и присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и своего Ангела Хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Но нам необходимо научиться ощущать душой и зреть своими духовными очами присутствие нашего небесного покровителя.
Верование нашей Церкви в то, что каждый христианин имеет своего Ангела Хранителя, основано на свидетельствах Священного Писания и учении Святых Отцов. Сам Господь в Святом Евангелии указывает нам на это:
"Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18,10).
И жития святых говорят нам о том же. Они повествуют нам, как великие угодники
Божии и преподобные отцы и видели, и беседовали со своими Ангелами. Многие свидетельства
этому мы можем найти у пустынножителей (особенно египетских), а также из жития
подвижников более поздних веков и очень близких к нам.
По учению Церкви, каждому из нас в святые минуты Крещения дается Богом Ангел
Хранитель, и он сопутствует нам, охраняя нас на всем нашем жизненном пути, и всегда
находится в непосредственной близости с нами.
Святой Василий Великий учит, что с каждым из верных (то есть верующих) есть Ангел,
который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью. Подобно Василию Великому и
святой Анастасий Синаит, выражая учение Церкви, говорит: "Тем, которые сподобились
Крещения, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им".
Но, хотя мы по греховности своей и по душевной нечистоте и не видим Ангелов, как
видят их святые, мы веруем, что они окружают нас, просвещают наш разум в познании Бога,
наставляют в любви к Богу и к людям, побуждают к молитве и ко всему святому, чистому и
возвышенному. Они наполняют нашу душу внутренним миром.
Святые Отцы - Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Василий Великий, Григорий Богослов
и ряд других, - оставившие нам учение о Небесной ангельской иерархии, указали на то,
что наши Ангелы Хранители, служители и устроители нашего спасения, занимают девятый,
то есть самый последний, чин в иерархии. Но это не должно смущать никого из нас. Хотя
они и стоят в самом конце иерархии и, следовательно, больше других удалены от Бога; но
если бы мы оказались способными увидеть их - мы изумились бы их красоте, их благородству
и не смогли бы перенести восторга и удивления.
Мы должны быть счастливы от сознания того, что Ангелы Хранители - это служители нашего
спасения, что мы не одиноки в нашей земной жизни, в своих трудах ради спасения своей
бессмертной души. Мы должны быть твердо уверены, что с нами наши помощники, охраняющие
нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас
гнева Божия. Наш Ангел Хранитель - это бесконечно любящее нас существо. Он любит
нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие ее сильно, так как,
созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения. Не надо смущаться
тем, что наш Ангел Хранитель в Небесной ангельской иерархии занимает девятое - последнее
место. Его служение велико в очах Божиих. Он предназначен охранять и спасать нас, людей,
а человек, как всем нам хорошо известно, венец творения Божия. Наш Ангел Хранитель - это
как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать
проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш
Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим
детоводителем. И, если мы сами не оттолкнем его от себя во время нашей земной жизни, он
поведет нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.
Если Бог послал Ангела оберегать и защищать человека, Он в то же время дал ему и силу
для одоления врагов.
Наши Ангелы Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и
молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу. Все, что есть в нас доброго,
чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва,
покаяние, добрые дела - все это в нас рождается и совершается по внушению незримого
нашего Ангела Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел)
удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он
внушает нам страх пред тяжким грехопадением.
Когда Ангел Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути.
Если мы впадаем в грех и уклоняемся от пути спасения, какую трогательную заботу проявляет он, чтобы вернуть в стадо Христово заблудшую овцу!
В то время, когда, увлеченные мирской суетой, мы перестаем слушать его и впадаем в грех, Ангел на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о нас, со стороны наблюдая за нами, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. Но в то же время он не перестает стучать в нашу совесть с целью пробудить покаяние в нас.
Данный нам Ангел Хранитель - это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом, мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его, как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нем, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием
Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.
Святые Отцы учат, что нам надо постоянно стремиться к тому, чтобы приблизиться и
познать своего Ангела Хранителя так, чтобы однажды вырвалось из нашей груди:
"Ангел Божий, Ангел небесный, Ангел утешитель мой, явись мне, откройся моему
сердцу! К несчастью моему, я до сих пор не знал тебя. Говори моему сердцу, оно
послушает тебя, послушает твои внушения и исполнит их".
Поэтому и надо постараться всем нам приобрести такое настроение нашей души.
По учению Церкви, Ангел Хранитель предстанет пред каждым из нас и в
таинственную, страшную, священную и неизбежную минуту нашей смерти. Вот
тогда-то мы будем просить и умолять его, чтобы он не отходил от нас. Не
оставлял нас при прохождении мытарств, потому что нам очень страшно будет без
него.
И как глубоко мы будем сожалеть тогда, что при жизни своей сами удалялись от
него, забывали молиться ему, особенно в минуты опасности.
И как будут блаженны те из нас, кто приучил себя при жизни молитвенно
обращаться к нему: "Ангел Хранитель мой! Когда же настанет час кончины моей,
поспеши ко мне на помощь при разлучении души от тела; будь моим утешителем в
борьбе со смертию, приими под свою защиту, когда перейду в область вечности,
когда изыду из мира сего и вступлю в неизвестный мне мир; ободри меня своим
присутствием... Да увижу тебя одесную мене стояща, светла, тиха, заступника
моего..."
Если душа человека окажется достойной, то Ангел Хранитель будет сопровождать ее в поклонении Богу в 3-й, 9-й и 40-й день по кончине и не оставит и в загробном бытии.
Молитвы Ангелу-хранителю
Равноапостольные - это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы креститель Руси князь
Владимир (28 июля) и великая княгиня
Ольга (24 июля), цари
Константин и
Елена (3 июня).
Пророки - люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его промысла. Наиболее почитаемые пророки:
Илия (2 августа),
Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например
праведная Анна (16 февраля).
Святители - патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы, достигшие святости неустанным попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители
Николай (19 декабря, 22 мая),
Василий Великий,
Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля), московские иерархи
Петр, Алексей, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).
Преподобные (уподобившиеся Господу) - святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Едва ли не каждый православный монастырь прославлен пред Богом святым угодником. Особенной любовью на Руси пользуются преподобные
Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и
Серафим Саровский (15 января и 1 августа).
Мученики, коих среди святых большинство, претерпели страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. Претерпевшие особо жестокие муки - великомученики. Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики - в монашеском постриге.
Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти.
Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).
Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно. Таковыми были чудотворцы
Косма и Дамиан (14 июля и 14 ноября).
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия и терпения поношения окружающих, обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Одна из них -
Ксения Петербургская (6 февраля).
Отдельно на Руси почитают страстотерпцев - погибших от рук
убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы
Борис и Глеб
(6 августа).
Святые, не подходящие ни под одно из этих понятий, прославляются как праведные. Так называет Церковь Иоанна Кронштадтского (2 января).
Иконы и святые >>
Апостолы
Иконы и Жития святых
Как именуются святые
Именины по святцам
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|