"Похвала Пресвятой Богородицы" (Киевская)
В субботу пятой недели Великого поста
Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.
Древние израильтяне, видя гибель врагов
своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю
Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука,
Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник
Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного
избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь, видела
неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты
опасности были низлагаемы чудесною помощью.
В субботу на пятой неделе Великого
поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или
благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие
установлено в IX
веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением
Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда
патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и
стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и
скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах
Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Эта икона
теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.
Император Константин Великий,
основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву
покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там
воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная святым
евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов
с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно
противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их
со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь
благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града
победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
И с того времени, на воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь
постановила празднество Похвалы Песвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в
Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились
чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и
пояс Ее; но в IX
веке праздник сей внесен в типики
монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался
общим для всей Восточной Церкви.
Акафист этот есть священная похвала
Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов,
расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается
соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским
аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела радуйся. Все творение
оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан
от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу
праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене
не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода,
и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной
Воеводе и прочее. Акафист написан в половине VII
века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием
Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а
некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание
того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь
совершает это торжество для
утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных
от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Изображение Похвалы Пресвятой
Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.
Празднование иконе совершается 10 декабря.
По материалам книги С. Снессоревой
"Земная жизнь Пресвятой Богородицы
и описание святых чудотворных ее икон"
Иконы и святые >>
Апостолы
Иконы и Жития святых
Как именуются святые
Именины по святцам
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|