Божией Матери "Благоуханный цвет"
|
Началом иконографии Богоматери послужили, как известно, те Ее изображения,
которые с той или иной долей достоверности можно считать портретными. К числу
таких прототипических богородичных икон относится и древне-византийский образ
Одигитрии (или, в переводе с греческого - Путеводительницы), который, по
замечанию известного церковного археолога Н. П. Кондакова, является «средоточием
всей христианской иконографии»: именно он и дал начало сугубо русским ее изводам
-
Иверской и Смоленской иконам во множестве их списков. Среди разновидностей
образа Одигитрии есть и сугубо русская, сравнительно недавняя (XIX век) икона
Божией Матери под названием «Благоуханный цвет», самый известный из списков
которой находился в кафедральном соборе Воронежа. (Слева Вы видите
современную икону, писанную в 1980 году.) Торжественность,
царственность привычного облика Одигитрии уступает здесь место своего рода
«домашней» мягкости и почти простодушной задушевности. Особую нежность этому
образу придает распустившаяся ветвь, которую Богоматерь держит в левой руке.
Веточка эта проросла на вершине тремя белыми цветками. Скорее всего живописец
имел в виду библейские лилии, но (коль скоро речь идет о России) и видом и
формой они, эти «благоуханные цветы», скорее похожи, если не считать цвета, на
более привычные нам колокольчики, которые, конечно, никогда не произрастали в
Палестине. Сама лилия, прототип изображенного здесь «благоуханного цвета»,
является, согласно европейской иконографической традиции, символическим цветком
Богоматери: именно лилию преподносит архангел Гавриил Деве Марии в день
Благовещения. И этот его безмолвный дар лучше всяких слов свидетельствовал о
несказанном таинстве Боговоплощения, о непорочности чистоты Приснодевы,
воспеваемой богословами и поэтами как «цвет» Ее девства. Западноевропейская
живописная традиция «передала» белую лилию самой Богородице: на картинах эпохи
Возрождения мы зачастую видим Мадонну с белым или непорочно-голубым цветком в
руках. Таким образом Она уже сама, без посредников, свидетельствует о
нерушимости Своего целомудрия.
Конечно, цветок на этой иконе Божией Матери своим появлением в какой-то мере
действительно обязан западному влиянию, под немалым воздействием которого в
XVIII-XIX веках находилась не только наша церковная архитектура, но даже и более
консервативная к восприятию новшеств церковная живопись. Но, с другой стороны,
не обошлось здесь без влияния и сугубо русских традиций нашего благочестия. Дело
в том, что в XVIII-XIX веках иконография и гимнография как влияющие друг на
друга источники церковного творчества почти что поменялись местами: если в
византийскую и древнерусскую эпоху первичным источником вдохновения считался
иконописный образ, под который, за редкими исключениями, «подгонялись»
иллюстрирующие его каноны и акафисты, то в более поздние века положение
изменилось, и самые известные (как бы намоленные, вошедшие в обиход)
гимнографические произведения стали считаться своего рода словесными иконами,
которые можно иллюстрировать и иконами зримыми.
Из молитв и акафистов заимствовались самые поэтичные из метафор и самые
глубокие из теологам, и на их основе создавались новые иконы - или с учетом уже
известных прототипов (как в случае с «Благоуханным цветом»), или в полном смысле
оригинальные по своей композиции.
«Благоуханный цвет» (наряду с «Благодатным
небом» и «Блаженным чревом») - это своего рода живописная парафраза одного
из многочисленных образов византийского акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе»,
известного на Руси в поэтичнейшем церковнославянском переводе. Этот акафист
славит Пренепорочную и в ипостаси Ее приснодевственной «неувядаемости», и в
ипостаси благоухания Ее благодати. Из этих двух образов-символов и сложилась, по
всей видимости, живописная метафора «Благоуханного цвета». Впрочем, образ
Богоматери как Цветка вызывает в памяти еще один широко распространенный в
гимнографии образно-метафорический ряд: «прежде рождества и по рождестве
Дева»-Цветок дает начало вызревающему в Ее утробе Плоду-Христу, но при этом,
вопреки законам естества, остается неувядаемым Цветом. (Кстати сказать, в
русской иконографии существует и такой образ - образ Богородицы «Неувядаемый
цвет».)
Какой же помощи от Пречистой можем мы ожидать, взирая именно на эту икону?
Думается, что прежде всего стоит всем нам (а женщинам - особенно) просить о
сохранении или обретении целомудрия, которое прежде всего есть качество не
телесное, а духовное, мировоззренческое. Целомудрие - это цельность не
оскверненного суетой внутреннего мира; это особое состояние тишины, чистоты,
мира и кротости, которое стоит пронести по жизни как неоскверненный,
благоуханный цветок. Потому-то пестовать в себе этот образ Богородицы подобает в
наше полное соблазнов время всем - а особенно вступающим в жизнь девам,
отроковицам, дабы потом этот образ сохранить, возрастить, возлелеять в своих
детях.
Празднование иконе совершается 28
ноября.
По материалам журнала "Наука и религия"
Иконы и святые >>
Апостолы
Иконы и Жития святых
Как именуются святые
Именины по святцам
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|