Уже одним своим происхождением дева-монахиня была, по всей видимости,
предназначена продолжить традицию новой государственности. Самые тесные, кровные
узы связывали святую княжну с первыми русскими князьями: ее отцом был Святослав
(в крещении Георгий) Всеволодович, князь Полоцкий, приходившийся правнуком
Изяславу, который, в свою очередь, был сыном равноапостольного князя Владимира.
Однако для истории Церкви она, прежде всего, осталась одной из создательниц
русского женского монашества, отразив в своем облике самые нежные и самые
характерные его черты.
В миру будущая святая называлась языческим именем Предслава и славилась не
только необыкновенной красотой, но и своей ученостью. В 19 лет она отвергла
лестные предложения сватавшихся к ней князей и тайно, во избежание гнева
родителей, пришла в монастырь родного города Полоцка. Игумения этой обители,
вдовствующая родственница княжны, не смогла - вопреки собственному страху перед
владетельным отцом девицы - не увидеть в ней, в своей племяннице, невесты
Христовой; в обитель был призван священник, который совершил постриг княжны
Предславы и нарек ее Евфросинией.
Следуя обычаю дев Иерусалимских (а в их числе находилась и благоговейно
принятая первосвященником Иерусалимского храма Богородица) - дев, которые
воспитывались при церкви и жили в особых палатках у храма Соломонова, инокиня
Евфросиния, испросив благословение у епископа, поселилась в «голубце» - то есть
в особой келье при полоцком храме Софии: там юная монахиня переписывала
священные книги, а плату за свой труд раздавала бедным. Именно ей мы обязаны
сохранением традиции (впоследствии, к сожалению, почти утраченной) «книжного»,
но не книжнического женского монашества, которое украшалось не только
благомыслием и доброделанием, но и преизрядным духовным образованием. Видя в
книгах «единственное свое имение», святая сначала училась сама, насыщаясь, как
пишет биограф, премудростью «преизлиха» (то есть сполна), а потом, уже став
настоятельницей, учила приходящих в ее обитель девиц «писанию, також ремеслам,
пению, швению».
Пришло время, когда монахиня Евфросиния, преуспев в молитве и добродетели,
оставила свой затвор при Софийском соборе и переселилась в располагавшееся близ
Полоцка местечко Сельцо, при церкви которого существовало кладбище для местных
епископов. Там в 1161 году всего за 30 недель был возведен - молитвами и
попечением святой - новый каменный храм взамен обветшавшего деревянного (эта,
посвященная Спасителю церковь сохранилась и до наших дней). В житии преподобной
есть чудный рассказ о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки
церкви, обретались, по молитвам игумений, сами собою - так, что просыпавшиеся
утром строители видели печь, полную готовой и уже обожженной плинфы («Ты,
даровавший нам большее, даруй нам и меньшее»,- такой была молитва Евфросинии ко
Спасителю, Который изначала даровал ей большее - то есть стремление ко
спасению).
Даже и став игуменией, она все-таки не изменила своему обычаю жить при храме:
здесь, в построенном ею соборе, Евфросиния устроила себе тесную крестообразную
келью прямо на хорах, откуда можно было не только слышать богослужение, но и
через маленькое оконце смотреть на сотворенный Премудростию мир Божий.
Та, которая в отрочестве своем словно пребывала в сонме дев Иерусалимских,
сопровождавших во храм Пресвятую Богородицу, в зрелых летах пожелала видеть и
самый Ее лик, запечатленный апостолом Лукой; по просьбе преподобной Евфросинии
византийский император Мануил, испросив благословения у Константинопольского
патриарха Луки Хрисоверга, прислал ей из Ефеса образ Одигитрии -
Путеводительницы. (Первоначально эта икона находилась в Спасском храме монастыря
в Сельце, а потом, по случаю бракосочетания благоверного князя Александра
Невского с дочерью полоцкого князя, в 1223 году она была перенесена в город
Торопец.)
Впрочем, желая следовать за Одигитрией не только мыслию, но и очами, не
только очами, но и стопами, святая Евфросиния, уже старица, предпринимает вместе
со своим братом Давидом паломничество во Святую Землю. Шествуя, как некогда Сама
Богородица, «в горняя со тщанием», игумения полоцкая пришла ко Гробу Господню и
оставила в дар золотую кадильницу; ее поместили там рядом с лампадой, которая
была возжжена ее братом, игуменом Даниилом, «от всея Русьския земли». Здесь, в
Феодосиевом монастыре у Гроба Господня, она и скончалась 23 мая 1113 года, будто
бы возвратившись в любезное свое Отечество, куда она устремлялась всегда - и
тогда, когда жила в «голубце» при храме святой Софии, и тогда, когда обитала в
келье на хорах Спасского собора. «Приими дух мой от мене во святом граде Твоем
Иерусалиме и посели меня в вышний град Твой Иерусалим»,- просила перед смертью
старица.
Ее мощи были обретены нетленными, и впоследствии их перенесли в Киев. Там они
почивали до 1910 года, когда по ходатайству ее земляков - белоруссов - были
возвращены в Полоцк: таким образом, как бы совершилось духовное воссоединение с
Русской (или, вернее, с Греко-Российской) Церковью полоцких земель, которые с
XVI по XIX век находились под юрисдикцией католиков и униатов.
Радостное (а «евфросиния» по-гречески значит «радость»), хотя и запоздалое
возвращение святой в ее родные пределы свидетельствовало о том, что вопреки
«ненавистной розни века сего» «единство веры и русской народности» (так писали в
XIX веке ее соотечественники) все-таки сохранилось, а сама идея национального
объединения и мистического единства России со всем православным миром смогла,
как оказалось, утвердить свое право не только благодаря целеустремленным
государственным мужам, но и благодаря тихому, по всей видимости, подвигу
любительницы созерцания и «книжной премудрости».
Страничку подготовила Анна
Акафист и молитвы преподобной Евфросинии Полоцкой
Иконы и святые >>
Апостолы
Иконы и Жития святых
Как именуются святые
Именины по святцам
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|