Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия; действие же противного сему
само собою явственно. [26, 188] Воздержание есть матерь здравия; а матерь
воздержания есть помышление о смерти и твердое памятование желчи и оцета,
который вкусил наш Владыка и Бог. [26, 191]
Споспешник и начало целомудрия есть безмолвие; угашение разжжения плотского -
пост; а враг скверных и нечистых помыслов есть сокрушение сердца. [26, 192]
Прилежная молитва есть погибель
унынию; а память о последнем суде рождает
усердие. [26, 194]
Желание бесчестий есть исцеление раздражительности; псалмопение же, милосердие и
нестяжание суть убийцы печали. [26, 195]
Беспристрастие к вещам чувственным возводит к видению мысленных. [26, 196]
Молчание и безмолвие - враги
тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то
переноси бесчестия. [26, 197]
Истребитель чувственных змей есть олень, а мысленных - смирение. [26, 199]
Видимую
гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую - Превечный и
Невидимый. [26, 198]
ИЗ ТОГО, ЧТО ВИДИМ В ПРИРОДЕ, МОЖЕМ БРАТЬ ЯСНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ И ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
[26, 200]
Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет через тесную
скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и
ризу ветхого человека, если не пройдем узкого тесного пути поста и бесчестия.
[26, 201]
Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти
невозможно взойти на небо. [26, 202]
ПЕЧАЛЬ НЕ ПО БОЗЕ. [26, 204]
Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум. [26,
209]
Как вода стесняемая поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием
восходит к Богу и спасается. [26, 214]
Как носящего ароматы обнаруживает благовонный запах и против воли его, так и
имеющий в себе Духа Господня познается по словам своим и по смирению. [26, 215]
ГНЕВ И ЯРОСТЬ. [26, 216]
Как огонь не рождает снега; так и ищущий земной славы не получит небесной. [26,
219]
Как одна искра часто сожигает множество вещества, так есть и одно благо, которое
изглаживает множество великих согрешений. [26, 220]
Как невозможно без оружия убивать зверей, так невозможно без смирения приобрести
безгневие. [26, 222]
Луч солнечный, проникнувший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что
видна бывает тончайшая пыль, носящаяся в воздухе: подобно сему, когда страх
Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его. [26, 223]
Как восходящие по гнилой лестнице подвергаются опасности, так и всякая честь,
слава и могущество сопротивляются смиренномудрию. [26, 227]
Как невозможно, чтобы голодный не вспоминал о хлебе, так невозможно и тому
спастись, кто не вспоминает о смерти и о последнем суде. [26, 228]
Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения. [26, 229]
Как, за неимением воды, изглаждают буквы и другими способами, так и души,
лишенные слез, очищают и заглаживают грехи свои печалью и воздыханием и многим
сетованием. [26, 230]
Как во множестве нечистот рождается много червей, так и от множества яств
происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений. [26, 231]
См. СРЕБРОЛЮБИЕ. [26, 232]
Как свежая рана удобно излечивается, так противное сему бывает с многовременными
душевными язвами, которые неудобно врачуются, хотя и врачуются. [26, 233]
См.
ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ. [26, 234]
Кто говорит, что имеет правую веру, а между тем грешит, тот подобен лицу, не
имеющему очей. А кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела,
тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд. [26, 235]
Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входит в
пристань, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и
много грехов некогда сделала. [26, 236]
Если кто слаб телом и сделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем
смирения и свойственных ему добродетелей; ибо он не найдет другого средства к
спасению. [26, 238]
Как одержимому долговременною болезнью невозможно в одно мгновение получить
здравие, так невозможно и в короткое время победить страсти, или хотя одну из
них. [26,239]
Рассматривай, как сильно действует в тебе всякая страсть и всякая добродетель -
и узнаешь свое преуспеяние. [26, 240]
Как страждущему горячкою нет справедливой причины убивать самого себя, так и
никому ни в каком случае не должно отчаиваться до последнего издыхания. [26,
244]
Как похоронившему отца своего стыдно тотчас по возвращении с похорон идти на
брак, так и плачущим о грехах своих неприлично искать в настоящем веке покоя или
чести и славы от людей. [26, 245]
Чувство души есть естественное свойство ее, грех же есть оглушение чувства.
Сознание производит или прекращение зла, или уменьшение оного. Сознание же есть
порождение совести; а совесть есть слово и обличение Ангела-хранителя, данного
нам при крещении. Посему-то мы и примечаем, что непросвещенные крещением не
столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные... [26, 248]
О СОЮЗЕ ТРОИЦЫ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ТО ЕСТЬ О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ЛЮБВИ
Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие:
вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется Бог (1 Кор. 13:13).
[30, 1]
По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца.
Все же они составляют одно сияние и одну светлость. [30,2]
Первая все может творить и созидать, вторую милость Божия ограждает и делает
непостыдною, а третья никогда не падает, не престает от течения и не дает
опочить уязвленному ее блаженным упоением. [30, 3]
Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге,
простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. [30, 4]
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут
достигнуть, по действию своему она есть упоение души, а по свойству - источник
веры, бездна долготерпения, море смирения. [30, 7]
См.
ГОРДОСТЬ. [30, 8]
См.
ГОРДОСТЬ, СТРАХ, БОЯЗЛИВОСТЬ. [30, 10]
Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения,
страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих
действий. Итак, блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель
имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько
осужденные преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в
благочестии, как благоразумные рабы усердны в служении господину своему. Блажен,
кто столько ревностен к добродетелям, сколько ревнивы мужья, лишающие себя сна
от ревности к своим супругам. Блажен, кто так предстоит Господу в молитве, как
слуги предстоят царю. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу, как
некоторые стараются угождать человекам. [30, 11]
Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви
всегда прилепляется к Господу. [30,12]
Истинно любящий всегда воображает лицо любимого и с услаждением объемлет образ
его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда
сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так
и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовью, сказал о самом себе то (чему
я удивляюсь): аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит (Песнь Песней 5:2)
по великой любви моей. [30, 13]
Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает
веселыми, радостными и беспечальными, то какого изменения не сделает присутствие
Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего? [30, 16]
Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от
огня. [30, 26]
Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен
человеку, которому во сне представляется, что он бежит. [30, 27]
Сила любви в надежде, ибо надеждою ожидаем воздаяния любви. [30, 28]
Надежда есть упокоение в трудах, она - дверь любви, она убивает отчаяние, она -
залог будущих благ. [30, 30]
Страничку подготовила
Анастасия
Греховные страсти и борьба с ними, 1997 г.
17 мая 2010 года
Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|