Когда-то на побережье Черного моря появился дивный цветок: алый,
с трепещущими, тонкими, как папиросная бумага, лепестками, сизовато-зелеными,
словно изрезанными листьями. Когда цветок сбрасывал лепестки, на конце стебля
оказывалась коробочка, напоминавшая собой человеческую голову...
Постепенно, через греческие и римские колонии, мак расселился и
по северным странам. Назван он по имени города Мекона, откуда был впервые
привезен. Греки же предпочитали называть его "коденион" - голова - и посвятили
нескольким богам. Братья: Гипнос - бог сна и Танатос - бог смерти изображались
не иначе, как с венками из цветков мака. Одевалась в гирлянды из маковых цветов
и богиня ночи Нюкта. И римляне жилище своего бога сновидений Морфея тоже засеяли
маками: прикосновением этого цветка бог навевал приятные грезы.
А сколько легенд слагали о маке другие народы! Ведь цвет
лепестков так схож с цветом крови...
Некогда во Франции праздновался день прекращения военных действий
- День мака. "В полях Фландрии между крестами красные маки цветут рядами..." -
писал английский поэт Маккрэ. После сражения при Нёрдлингене (1634 г.) - одного
из самых кровопролитных в 30-летней войне в Германии - все поле битвы на
следующий год покрылось множеством алых маков. Это породило рассказы о чуде,
будто земля возвратила умерших. Рассказывали, что и у Ватерлоо земля тоже алела
маками.
Мак - одно из древнейших растений, культивировавшихся человеком.
Находки археологов на территории Швейцарии свидетельствуют, что еще люди
каменного века употребляли в пищу его семена. У вавилонян и ассирийцев мак
служил возбуждающим средством, у древних египтян - успокаивающим.
Недаром этому растению еще в древности уделяли внимание столь
многие ученые и поэты. Гомер писал о том, что Елена Прекрасная облегчала
страдания воинов, раненных во время Троянской войны, маковым соком. Теофраст,
которого называют отцом ботаники, дал весьма четкое описание мака, а о его
целебных свойствах сказал, что это... хорошее слабительное. Гиппократ говорил,
что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Вергилий
назвал мак "lathean"
- "дающий забвение". Диоскорид же предупреждал, что сок мака
может убить, если его выпить слишком много.
В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как
напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. В средние
века лекарства из мака приобрели столь большое значение, что Карл Великий
(742-814 гг.) приказал крестьянам выращивать его в каждом саду. При сборе
податей с их дворов взимали по четверику мака. Из-за этого участились случаи
отравлений, и в XVI
веке появилась первая предостерегающая книга ботаника и врача Таберне-монтануса (Якоба Теодоруса) - "Сок маковых семян", в которой говорилось
об опасности чрезмерного его употребления.
Читающих эти строки, видимо, сопровождают устойчивые ассоциации:
цветки, алеющие среди колосьев ржи, на грядках в палисадниках, букетики,
завернутые в целлофан... Но не о том маке сейчас идет речь. То мак полукультурный, а мы говорим о маке снотворном. Его ботаническое название -
Papaver somniferum
(семейство маковых), плод - многосемянная, не открывающаяся
после созревания семян коробочка (у полукультурных самосеек коробочки
открываются). Окраска цветка мака снотворного бывает не только алой, но и белой,
слегка розоватой, пурпурной, светло-фиолетовой или ярко-красной с
темно-фиолетовым или темно-красным пятном при основании.
Ядовит белый млечный сок
мака, которого нет в зрелых семенах. Но стоит им прорасти, как уже через
несколько дней после появления корешка на его срезе в микроскоп видны
вытянутые клетки с зернистым содержимым, из которых несколько позже разовьются
млечники и пронижут все растение. Больше всего их будет в завязи цветка, а потом
- в незрелых коробочках. В зрелых, пожелтевших и сухих коробочках сока нет. Из
сочных и зеленых коробочек сок при надрезе вытекает, густеет и застывает на их
поверхности, коричневея на воздухе. Это и есть опиум. Морфин - важнейший
алкалоид опиума, появляется в его млечном соке лишь на 30-35-й день после
всходов. Количество его постепенно нарастает, особенно в сухую и теплую погоду.
Ученые заметили, что дождь и роса могут вымывать алкалоиды из растений.
Как известно, морфин может вызвать тяжелейшую морфиноманию,
ведущую к распаду личности и смерти. Как это происходит? Об этом с мрачным
юмором говорится в старой индийской легенде.
Давным-давно в Индии, на берегу Ганга, жил бенгальский пророк. У
него была любимая мышка, которую он превратил в кошку из страха, что
какая-нибудь кошка может ее съесть. Кошка затем превращалась в целый ряд
других животных - собаку, кабана, обезьяну, чтобы каждый раз она могла удрать от
враждебного ей животного. Наконец, она была превращена в царственную принцессу Маковое семя,
в которую влюбился король. Король женился на ней, но принцесса вскоре
погибла, свалившись в колодец, когда поливала растения в своем саду. Тогда
пророк засыпал колодец землей, и там вырос мак. Пророк сказал, что те, кто
станет употреблять опиум, будут иметь качества животных, в которых превращалась мышь. Вначале они
будут резвыми и игривыми, как она, затем - любящими молоко, как кошка,
дерущимися, как собака, яростными, как кабан, кривляющимися, как обезьяна,
величественными, как королева, но кончат свою жизнь падением на самое дно. Так
оно и бывает с морфинистами. Существует ошибочное мнение, что морфиномания
распространилась по всему миру из Китая. В
XVII веке в Китае было запрещено
курение табака, и многие люди начали курить опиум. Тысячи его ящиков стали
поступать в Китай на кораблях под флагами разных стран. Вскоре император Юнг-Чанг запретил продажу и курение опиума, но было уже поздно. Британские
колонии, в частности Индия, продолжали поставлять опиум в Китай, несмотря на
запрет, так как там он пользовался громадным спросом. Правительство Китая
оказало сопротивление Англии, и началась "опиумная" война (1840-1842 гг.).
Окончилась она тем, что Китай был вынужден согласиться на легальный импорт
опиума. Но употребление опиума в качестве наркотика впервые появилось не в
Китае, а в Древнем Египте, позже - у арабов. Основными поставщиками его на
мировом рынке были Индия, Иран и Турция, а с 1853 года - уже и Китай. В царскую
Россию опиум ввозили из Турции. И в Турции, и в Иране его ели в виде маленьких
шариков (от 0,05 до 0,1 г), которые хранили в специальных коробочках. Опиум
уменьшает ощущение голода, поэтому больше всего его применяли во время поста
рамазан, когда есть и пить разрешается только ночью. В течение дня постившиеся
спасались от голода пилюлями опиума, употребляя их иногда до 3 граммов в сутки.
Это нередко приводило не только к наркомании, но и к хроническим отравлениям.
С начала XIX
века опиум все чаще упоминают в западноевропейской
литературе. Уже в 1821 году английский писатель Томас де Квинси в своей книге
"Исповедь англичанина, употребляющего опиум" концентрирует внимание на
опасности привыкания к этому наркотику. Он подробно описывает, как создавалась и
развивалась его злосчастная привычка, какое мертвящее действие на умственную
деятельность, психику оказывает в итоге недолгое блаженство опьянения.
Журнал "Наука и религия" №3 1978 г.
Магия растений >>
Магические свойства растений
Антидемонические травы. Окуривание
О влиянии комнатных растений О пристрастиях и характере
Деревья и кустарники.
Главная >>
Магия >>
Магия и мир
Любовь
Сглаз, испуг, порча
Дети
Магия денег
Ваш дом
Гадание
Магия растений
Магия Женщины
Знаки и символы Вселенной
|