"Слава Богу за все" и его авторе святителе Трифоне
Благодарственный акафист «Слава Богу за все» написал в
послереволюционные годы митрополит Трифон (в миру Борис
Петрович Туркестанов).
Родился он 29 ноября 1861 года в
Москве. Отец его князь Туркестанов (1830-1891), был прямым
потомком древнего княжеского рода из Грузии. Прадед, князь
Борис Панкратович Туркестаношвили, в память которого он
получил имя, выехал в Россию при Петре I. Мать будущего
святителя Варвара Александровна, урожденная княжна
Нарышкина.
Во время тяжелой болезни сына, еще младенца, когда врачи
потеряли надежду на его выздоровление, мать ходила в церковь
святого мученика Трифона и молилась об исцелении сына,
обещая после выздоровления посвятить его Богу и, если сын
сподобится монашеского чина, дать ему имя Трифон. Когда
младенец выздоровел, Варвара Александровна совершила с ним
поездку в Оптину пустынь к прославленному на всю Россию
старцу Амвросию. Встречая их, старец неожиданно сказал
стоящему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет».
Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея
женщину с ребенком. В 1887 году Борис, получив благословение
родителей, поступил послушником в Оптину пустынь к старцу
Амвросию, который и благословил его на монашество.
В 1891 году Борис принял монашеский постриг с именем Трифон
в честь святого мученика Трифона - так исполнился обет,
данный матерью. Вскоре отец Трифон был рукоположен в
иеродиаконы, а затем в иеромонахи. Старец Амвросий
благословил его на учебу в Московской Духовной академии. Во
время учебы иеромонах Трифон избрал служение в пересыльной
тюрьме. В 1895 году отец Трифон окончил Академию со степенью
кандидата богословия, защитив диссертацию на тему
«Древнехристианские и Оптинские старцы». Он знал пять
языков: греческий, латынь, французский, немецкий и
английский.
С 1895 по 1901 год отец Трифон был смотрителем Московского
Духовного училища, ректором Вифанской, а затем Московской
Духовных семинарий. 18 июля 1901 года он стал епископом
Дмитровским, викарием Московской епархии, и был на этом
посту почти 15 лет. Епископ Трифон часто совершал
богослужения, очень полюбившиеся москвичам, много
проповедовал, вел огромную церковную и общественную работу,
не оставляя и своих научных трудов. За удивительный дар
слова верующий народ прозвал его «Московским Златоустом».
Владыка был духовно связан со многими подвижниками Русской
Церкви - Оптинскими старцами Анатолием и Варсонофием
(которого возвел в сан архимандрита), старцем Гефсиманского
скита Варнавой, старцем Захарией. После начала первой
мировой войны епископ служил в действующей армии. На
польском фронте он получил контузию и вынужден был
возвратиться в Москву с расстроенным здоровьем. В 1916 году
епископ Трифон ушел на покой в Ново-Иерусалимский
Воскресенский монастырь. После поездки на фронт он снова
возвратился в 1917 году в Новый Иерусалим.
С 1918 года епископ Трифон жил в Москве, не принимая участия
в административных делах Церкви. К нему постоянно шел поток
посетителей за советом и по духовным и по житейским
вопросам. Верующий народ уже почитал его как великого
архиерея, замечательного проповедника и духоносного
старца-подвижника. Его советы и мнения нередко были
решающими не только для судеб его многочисленных духовных
детей, но и во многих событиях, связанных с судьбой Русской
Православной Церкви после революции. Святой патриарх Тихон
любил владыку, часто служил вместе с ним, а в 1923 году
возвел его в сан архиепископа. Они были двумя великими
духовными столпами, которые поддерживали святую Русскую
Церковь в жестокое и многоскорбное для России время.
После кончины патриарха Тихона в 1925 году роль архиепископа
Трифона еще более возросла. Находясь формально на покое, он
был поистине одним из главных водителей Российского
Православия. В 1931 году в годовщину 30-летия своего
епископского служения архиепископ Трифон был возведен в сан
митрополита.
В 20-30-е годы слово владыки Трифона было законом для тех,
кто сохранил истинную веру и духовный разум в ужасах
российской жизни; народ верил, что его устами говорил сам
Господь. Художник Павел Корин, написавший с натуры портрет
митрополита Трифона, вспоминал, что большинство портретов
духовных лиц для «Руси уходящей» он смог написать только
благодаря владыке. Те, кого художник приглашал в мастерскую,
соглашались позировать лишь после того, как узнавали о
благословении почитаемого всеми митрополита.
Незадолго до своей кончины митрополит Трифон написал этот
удивительный акафист, который стал его духовным завещанием.
«Слава Богу за все» - в этих словах главный духовный опыт
Русской Православной Церкви во время самых жестоких гонений,
когда-либо в истории переносимых Церковью Христовой.
Вспомним, что этими же словами закончил свое выступление на
суде в 1924 году митрополит Петроградский Вениамин
(Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу
на процессе по делу об изъятии церковных ценностей.
Сам Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33),
и потому, какими бы трудными и печальными ни были события
земной истории, сила Божия всегда побеждает. Идет
смертельный бой, и мы знаем, что Христос уже победил врага
рода человеческого, но должен победить и каждый человек.
Воскресение стало возможным только после Голгофы, и
кажущееся поражение миллионов умирающих за веру и правду
становится победой - путем к жизни вечной, нескончаемой
радостной. Об этом и поет вдохновенно великий сын России,
благодаря Бога за «все ведомые и сокровенные благодеяния
Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царствия Твоего
будущего», чтобы, «умножив вверенные нам таланты мы вошли в
вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуйя!»
Скончался митрополит Трифон 14 июня 1934 года и был погребен
на Введенском кладбище в Москве. Могила его и доныне
является предметом почитания миллионов православных россиян.
Почему надо благодарить Бога
Вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога.
Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого
механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную,
богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и
которая, по тому самому, драгоценнее и любезнее нам всего.
Он даровал нам разум, который возвышает нас над животными; -
свободную волю, благодаря которой мы можем физически и
духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь;
- чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией,
находить счастье и радость в жизни.
Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно
заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он
повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и
согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам,
посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши
сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды,
которыми .питается и живет наше тело, и заставляет животных
служить нам. Так, по Его воле, и горы, и долины, моря и
реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух - все
служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила
поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего
враждебного и опасного в мире, словом, «Им мы живем и
движемся, и существуем». Каждое мгновение нашей жизни есть
знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего
сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.
Но этого мало! Когда нарушением заповедей Божиих люди
подвергли себя всевозможным бедствиям, стали непотребными
пред Богом, недостойными жизни и блаженства, Бог Отец не
оставил их погибать. Напротив, по причине Своей бесконечной
любви, Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий,
верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).
Единородный Сын Божий, жалея нас, блудных детей, пришел в
наш мир и воспринял наше смертное естество. Он «унизил Себя
Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и
по виду став как человек, смирил Себя, будучи послушным даже
до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7-8). Он научил нас
праведно жить, и показал нам путь к Царству Небесному. Он
взял на себя грехи рода человеческого, претерпел ради нас
унижения, оплевания, пощечины, побои, крестные страдания и
позорную смерть со злодеями, пролил Свою кровь за нас и
положил за нас душу Свою, «дабы смертью лишить силы имеющего
державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от
страха смерти всю жизнь были подвержены рабству»
(Евр.2,14-15).
Единосущный Отцу и Сыну - Дух Святой, ради искупительной
жертвы Богочеловека, нисходит на нас, очищает нашу совесть
от греховных дел, оживляет и освящает наше естество, дает
нам Свою божественную силу, необходимую для праведной жизни
и делает нас чадами Божиими.
При всем этом мы часто забываем Бога, огорчаем Его
милосердие своим упрямством, тупостью, злобой! Но Господь не
только не губит, но продолжает прощать и миловать нас,
терпеливо ожидая нашего исправления. Несмотря на наши частые
падения, Он с большой заботливостью и мудростью ведет нашу
жизнь к спасению, к нескончаемой радости в Небесных
обителях. Редко кто из людей задумывается над тем, как он
много препятствий создает Богу в деле своего спасения!
Святой Иоанн Кронштадтский делится таким своим опытом, который знаком многим верующим людям: «Сколько раз смерть вступала в
мое сердце, переходя потом к телу (числа нет), и от всех
смертных случаев Господь избавлял меня!». Чувство потока
милостей от Бога вызвало у псалмопевца следующие
вдохновенные слова: «Благослови, душа моя, Господа и все
внутри меня - имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа
и не забывай всех благодеяний Его: Он... избавляет от могилы
жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет
благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя.
Являет Господь милость и правду всем обижаемым... Щедр и
милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». (Пс. 102).
В минуты испытания многие унывают, ропщут. Но надо понять,
что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались
неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет
наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но
необходимое лекарство, исцеляющее нас от гордости,
легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других
недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на
закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за
скорби!».
Нам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то,
что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви,
которая освящает и укрепляет нас своими благодатными
таинствами. Это та Церковь, к которой принадлежали Пророки,
Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях
Небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими
братьями, одну великую Божью семью. Это та Церковь, в
которой мы удостаиваемся причастия животворящего Тела и
Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие.
Итак, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни,
то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все
существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем
требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям
Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна
не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы
вспоминаем Его любовь к нам, Его постоянную заботу о нас и
море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно
изливает на нас. Это воспоминание проясняет наш разум, дает
нам возможность отчетливее понять, в чем заключается задача
нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от
главного.
Кроме того, благодарность Богу рассеивает уныние, удаляет
печаль, возвращает нам бодрость и жизнерадостность.
Благодарность Богу можно уподобить теплым солнечным лучам,
проникающим в темный погреб души. От соприкосновения с
Духовным Солнцем душа согревается, человек делается добрее и
готовым любить.
Будем же стараться ежедневно и, в особенности, по воскресным
дням, благодарить своего Создателя и Спасителя - это
послужит превосходным лекарством для нашей души!
Молитвы >> Архив молитв
Как действует молитва?
Как правильно молиться?
Словарь церковнославянского языка
Кому и для чего молиться
Молитвы Архангелам на каждый день
Именной указатель святых
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|