Апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левиина.
Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в
Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать сыну хорошее
образование. С детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава,
называвшийся тогда еще Иосифом; а когда пришел в возраст, то родители отправили
его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому
законоучителю Гамалиилу.
Здесь Иосиф воспитывался вместе с Савлом юношей, впоследствии
первоверховным
апостолом Павлом. Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими способностями,
ревностно искавшие просвещения, не могли не соединиться в школе Гамалиила тесной
дружбой. Но Промыслу угодно было вести их ко Христу различными путями. Тогда как
Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, Иосиф уже при
жизни Господа уверовал в Него.
Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал
посты и жил вообще благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал
Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество
народа следовало за Ним, созерцая божественное Лицо и слушая Его сладчайшие
речи. Когда Христос начал проповедовать Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса,
то Иосиф пожелал узреть Христа, услышать Его божественную проповедь. И лишь
только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей душой, уверовал
и соделался Его учеником. С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду
следовал за Ним, стал свидетелем многих чудес и был удостоен призвания на
апостольство в числе избранных Христом семидесяти учеников. Когда незадолго пред
страданиями Господа, большая часть учеников, из лика семидесяти, покинули
Христа, то Апостол Варнава остался в числе немногих, пребывших верными. После
сошествия на апостолов Святаго Духа верующие жили в братстве, все делая общим
достоянием. В числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов
находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован Варнавою, что
значит сын утешения (Деян. 4:36). Полагают, это имя он получил, потому что
наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время Варнава ревностно
проповедовал Слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был «муж
добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян. 11:24). Среди своих
апостольских трудов он скорбел о друге Савле, упорном враге Христа и гонителе
верующих. Вскоре Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу.
Когда спустя три года апостол Павел прибыл в Иерусалим, ученики Господни
сторонились и боялись его, не веря, что он христианин. Именно Варнава представил
бывшего Савла апостолам, рассказав о его чудесном призвании. Долгое время
Варнава и Павел подвизались в Антиохии Сирийской, среди новообращенных. Здесь
впервые ученики их стали называться христианами.
По случаю голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь
иерусалимлянам и с нею послали апостолов Варнаву и Павла. Исполнив порученное,
Павел и Варнава вместе с
апостолом Иоанном Марком, племянником Варнавы,
вернулись в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова
Божия. Из Антиохии Павел и Варнава отправились в первое апостольское путешествие
в другие страны. Их сопровождал племяннник Варнавы Иоанн Марк. В Малой Азии, в
городе Пергии, Марк, к немалому огорчению Павла, почему-то оставил их и
возвратился в дом матери своей в Иерусалим.
Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, много стран. Всюду апостолы
сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех
проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали церкви. Но
этот успех дорого стоил апостолам. Во время своего путешествия Варнава и Павел
терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз подвергались опасности быть
убитыми.
После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в
Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на соборе апостольском.
Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах проповеди между
язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении.
Вскоре после этого апостол Павел и Варнава решили посетить верующих во всех
городах, где им довелось проповедовать слово Божие и узнать, как те живут. Но
произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собою Иоанна Марка,
а Павел, памятуя, что он уже однажды оставил их, не желал иметь его сопутником.
Поэтому они разошлись: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а
Варнава с Марком - на Кипр. По преданию, Варнава первый из апостолов
проповедовал слово Божие в Италии, посетил Рим, основал церковь в городе
Медиолане (Милане). Затем, возвратясь на родину свою, остров Кипр, продолжал
благовествовать там.
На склоне лет, в 76 году по Рождестве Христовом, Варнава сподобился принять
мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе Кипра - Саламине
- восстановила против него живших там иудеев. Варнава, предвидя кончину, созвал
верующих, преподал им последнее наставление и простился. При этом он поручил
племяннику своему Марку рассказать обо всем апостолу Павлу и завещал положить с
собою в гроб святое Евангелие от Матфея (Варнава переписал его сам и никогда с
ним не разлучался). После этого, приобщившись Святых Тайн Христовых,
благовестник явился безбоязненно в собрание иудейское и начал проповедовать там
о Христе.
Озлобленные иудеи бросились на апостола, вывели за город, побили камнями и,
не довольствуясь этим, хотели предать святое тело сожжению. Но тело Варнавы
осталось целым и невредимым и было похоронено апостолом Марком. Вслед за
убиением Варнавы иудеи воздвигли гонение на всех последователей Христа. Верующие
разбежались, и место, где был похоронен апостол, стало неизвестным.
Впоследствии, когда вера Христова распространилась по всему Кипру, чудеса и
исцеления от мощей апостола Варнавы открыли место их пребывания. Здесь хромые
получали хождение, слепые прозрение, духи злобы покидали бесноватых с громкими
воплями. Жители Саламина, ничего не зная о святыне, называли место то местом
здравия.
В 488 году, 11 июня, кипрский архиепископ обрел мощи святого Варнавы и на
персех их - Евангелие от Матфея, списанное апостолом. Император Зенон очень
обрадовался этому великому событию. Он испросил у архиепископа Евангелие,
обретенное на груди апостола Варнавы, и положил его в своей придворной церкви.
На месте обретения святых мощей, при содействии императора, был сооружен
храм, и с тех пор память апостола ежегодно совершается Церковью 11 (24) июня.
Страничку подготовила
Анастасия
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|