Евангелист Лука был родом из сирийского города Антиохии и с юных лет
посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству
врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и
египетский языки. Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим в то самое время, когда
Господь сеял там семена божественной истины. Лука сподобился увидеть и услышать
Спасителя. Семя евангельского учения пало на сердце Луки, по выражению
евангельской притчи, как на добрую землю, и принесло плод сторичный. Принадлежа
к лику семидесяти апостолов, избранных Самим Господом, Лука ходил пред лицем
Христа, своею проповедью уготовляя путь Ему и уверяя людей, что пришел в мир
давно ожидаемый Мессия. Во время спасительных страданий Господа, когда поражен
был Пастырь и рассеялись овцы стада Его, отторглись от Христа многие избранные
Им ученики - Лука же пребыл верным и скорбел душою об Учителе.
За эти сердечные слезы Иисус даровал Луке неописанную радость, о чем сам
апостол рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В день Воскресения
Христова Лука с другим апостолом, Клеопою, шли в селение Еммаус, близ
Иерусалима. В это время приблизился к ним Сам Воскресший Иисус. Но глаза их были
удержаны, и они не узнали Его. Господь спросил, о чем они рассуждают и отчего
так печальны. Лука и Клеопа с душевной тоскою рассказали о вольных страданиях и
крестной смерти возлюбленного Учителя. "А мы надеялись было, - продолжали они, -
что Он есть Тот, который должен избавить Израиля... Но и некоторые женщины из
наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя,
сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив".
Тогда Господь ответил: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы
веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу
и войти в славу Свою?" И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им
сказанное о Нем в Писании. Идя и беседуя с Господом, Лука из собственных уст Его
почерпнул глубину неизреченной премудрости, и, как добрый ученик Христов,
научился тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову.
Но в то время апостол еще не узнал божественного Спутника.
И лишь когда Христос, возлежа с Лукой и Клеопой за вечерней трапезой, взяв
хлеб, благословил, преломил и подал, тогда открылись у них глаза, и они узнали
Его. Но Иисус стал невидим. Тут пламень божественной любви, сокрытый доселе в
сердце Луки, обнаружился словами: "Не горело ли в нас сердце наше, когда Он
говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание?" И, встав в тот же час,
Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о
явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где
они собрались, явился сам Христос и преподал всем мир и наставление (Лк. 24:13-49).
По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа,
нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении
первомученика Стефана,
настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим,
чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою
родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где
находились нетленные мощи
Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел
было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не
позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда
преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным
сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан.
В Антиохии Лука вступил в число сотрудников
апостола Павла и сделался
участником в трудах и страданиях его. Он с Павлом проповедовал имя Христово не
только иудеям, но и язычникам, и был в Риме, как это видно из книги Деяний
апостольских. Апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его
братом, возлюбленным врачом. И Лука любил всем сердцем Павла и почитал как
учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во
время предсмертного заключения его в темнице, о чем писал оттуда Павел к
Тимофею: "Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Ибо Димас
оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию,
Тит в Далматию; один Лука со мною". (2 Тим. 4:6-10). Быть может, Лука своим
врачебным искусством облегчал болезни узника, страдавшего, как говорит предание,
головной болью, слабостью зрения и другими телесными недугами.
После страдальческой кончины первоверховного апостола Павла Лука проповедовал
слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции. Уже в глубокой старости апостол
Лука, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово,
посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в Египет. Здесь он умножил паству
Христову, обращая язычников в святую веру.
Возвратясь из Египта, Лука проповедовал Евангелие в греческом городе Фивах,
устроил там церкви, поставил иереев и диаконов, и, излечив многих как от
телесных, так и душевных болезней, наконец принял в этом городе мученический
венец от идолопоклонников. За неимением креста, его повесили на оливковом
дереве. Так окончил жизнь свою апостол и евангелист Лука, в возрасте
восьмидесяти четырех лет.
Святой Лука был погребен в Фивах, и Господь, прославляя и по смерти своего
апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного искусства ниспосылал
дождем на место, где упокоилось тело его, целительный каллурий - лекарственную
примочку от глазной болезни. При гробе Луки, по молитвам угодника Божия,
верующие получали исцеления и от многих других болезней.
Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина
Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу.
Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И
произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на
одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно
помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою,
прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с
другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов.
Апостол Лука носит имя евангелиста, потому что им написано в Риме, по
вдохновению от Духа Святаго, Евангелие, заключающее в себе все подробности
земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Апостол передал нам в Евангелии не
только виденное и слышанное им самим, но и то, что видели и слышали другие,
ранее последовавшие за Христом, иже, и сперва самовидцы...
Свое Евангелие Лука начинает повествованием о служении отца Иоанна Предтечи,
святого Захарии, одного из ветхозаветных священников, которые обязаны были
приносить в жертву Богу, между прочими приношениями, и тельцов. Поэтому-то
обыкновенно на иконах при евангелисте Луке изображается телец.
Апостол Лука написал и книгу Деяний апостольских, в которой подробно
изобразил сошествие Святаго Духа на апостолов, их труды и чудеса,
распространение Евангелия среди неверующих чрез проповедь апостольскую и
устройство первоначальной церкви Христовой на земле, в особенности же подробно
поведал о жизни и деяниях апостола Павла.
Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией
Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, а
затем еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это
Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми
устами: "Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами".
Евангелист Лука, рассказывает то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом, от апостола и евангелиста
Луки, началось иконописание в мире.
В середине XII века одна из икон Божией Матери, приписываемых апостолу Луке,
была доставлена из Константинополя, где прежде хранилась, в Киев. Отсюда она
вскоре была перевезена во Владимир, а в 1395 году, при нашествии Тамерлана,
торжественно перенесена в Москву, после чего Тамерлан оставил намерение овладеть
столицей и ушел из России. Чудотворная
Владимирская икона Богоматери была
поставлена в Москве в Успенском соборе.
Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется Церковью 18 (31)
октября, а день перенесения святых мощей его - 22 апреля (5 мая).
Молитвы при глазных болезнях апостолу и евангелисту Луке
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|