Шестопсалмие Ефрема Сирина
Шестопсалмие полезно читать когда вздумается. Но особенно я рекомендую его читать, когда Вы чувствуете, что возгордились или Вам кажется, что Вы всю жизнь прожили честно, хорошо, никому не сделали зла. Очень часто, когда ко мне приходят на приём люди, возмущаются: "И за что мне эта кара?! Всю жизнь прожила честно, никого не обидела, зла никому не сделала! И за что я так страдаю?" Так вот, невозможно прожить жизнь и никому не сделать плохо, никого не обидеть. Так просто не бывает. Тем более, наша нечаянная вина - это тоже вина. Ведь если бы мы свели свою скромность и кротость до максимума, то, возможно, удалось избежать бы многих обид на нас.
Как не бывает человека, вышедшего из воды сухим, так не бывает человека без греха.
Я всегда по этому поводу говорю так: "Если бы у людей были крылышки (т.е. если бы они были безгрешны), то жили бы не на земле, а на небесах".
Предисловие от Анны
Дополнительные случаи, когда я рекомендую читать шестопсалмие:
если Вы считаете, что у Вас порча
если Вы задумали снимать себе порчу или другой негатив
если Вы надумали лечить другого (в данном случае это тем более полезно вне зависимости будете ли Вы лечить молитвами или заговорами, или другими методами, так как чтение этого шестопсалмия очищает Вас, снимает как шелуху все Ваши негативные эмоции, грехи, что позволяет Вам иметь более чистый канал для связи с тем эгрегором, к которому Вы подключаетесь во время лечения. Одновременно, это служит защитой.)
если Вы согрешили
если Вы решили исповедаться
Читать первое время его надо по одному в день. И так несколько недель, пока слово живое не проникнет в Вас окончательно.
I
Пред славою Твоею, Христе, Спасителю мой, изреку все непотребство мое и исповедую всю неизмеримость щедрот Твоих, какие изливаешь Ты на меня по благости Твоей.
От чрева матери моей стал я преогорчевать Тебя и ни во что вменять благодать Твою, нерадя о душе своей. Ты же, Владыко мой, по множеству щедрот Твоих милостиво и терпеливо взирал на все лукавство мое. Главу мою возносила благодать Твоя, но она ежедневно унижаема была грехами моими.
Злые навыки опутывают меня, как сетью, и я радуюсь, что связан. Погружаюсь в самую глубину зла, и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет узы мои, потому что видит, сколько рад я разнообразию сих уз. То и достойно рыдания и плача, в том и позор, и стыд, что связан я своими хотениями. И еще ужаснее то, что связываю себя теми узами, какие налагает на меня враг, и умерщвляю себя теми страстями, какие его радуют.
Зная, однакож, коль страшны узы сии, тщательно скрываю их от всех зрителей под благовидною наружностию. На вид облечен я в прекрасную одежду благоговения, а душа опутана срамными помыслами. Пред зрителями я благоговеен, а внутри исполнен всякого непотребства.
Совесть моя обличает меня в этом - и я будто и хочу освободиться от уз своих, и каждый день сетую и воздыхаю о сем, но все оказываюсь связанным теми же сетями.
Жалок я, жалко и ежедневное покаяние мое, потому что не имеет оно твердого основания. Каждый день полагаю основание зданию - и опять собственными руками своими разоряю его.
Покаяние мое не положило еще доброго начала: злому же нерадению моему не видно конца. Порабощен я страстям и злой воле врага, губящего меня.
Кто даст главе моей воду и очесам моим источники слез, да плачуся всегда пред Тобою, Милосердый Боже, чтоб, послав благодать Твою, извлек Ты меня, грешника, из моря, свирепеющего волнами грехов и ежечасно обуревающего душу мою? Ибо хотения мои хуже ран, которые не терпят врачебных перевязок.
Выжидаю в надежде покаяния и обманываю себя сим суетным обещанием, пока умру. Всегда говорю: покаюсь, и никогда не каюсь. На словах будто усердно каюсь, а делами весьма далек от покаяния.
Что же будет со мною в день испытания, когда Бог откроет все пред судилищем Своим! Конечно, осужден буду на муки, если здесь слезами не умилостивлю Тебя, Судию моего.
Уповая убо на щедроты Твои, Господи, к Тебе припадаю и Тебя умоляю: даруй мне дух покаяния и изведи из темницы беззаконий душу мою! Да воссияет луч света в моем разуме, пока не отошел я на страшный, ожидающий меня Суд, на котором уже не будет места покаянию в худых делах.
II
После того, как уже приобрел я познание истины, стал я убийцею и обидчиком, ссорюсь за малости, стал завистлив и жесток к живущим со мною, немилостив к нищим, гневлив, спорлив, упорен, ленив, раздражителен, питаю злые мысли, люблю нарядные одежды: и доныне еще очень много во мне скверных помыслов, вспышек самолюбия, чревоугодия, сластолюбия, тщеславия, гордыни, зложелательства, переудов, тайноядения, уныния, соперничества, негодования.
Не значу ничего, а думаю о себе много; непрестанно лгу, и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм (тело) блудными помыслами, и строго сужу пиков; осуждаю падающих, а сам непрестанно падаю; осуждаю злоречивых и татей, а сам и тать, и злоречив. Хожу со светлым взором, хотя весь нечист.
В церквах и за трапезами хочу быть на первом месте. Вижу иноков и величаюсь; вижу монахов и кичусь. Домогаюсь того, чтоб казаться приятным для женщин, величавым для чужих, смышленым и благоразумным для своих, совершеннейшим для благоразумных; с благочестивыми обхожусь, как мудрейший, неразумных презираю, как бессловесных. Если оскорблен, мщу; если почтен, гнушаюсь почтившим; если требуют чего от меня по праву, начинаю тяжбу; а кто говорит мне правду, тех почитаю врагами. Обличаемый, гневаюсь; но если льстят мне, не совсем недоволен. Не хочу почтить достойного, а сам, будучи недостоин, требую почестей. Не хочу утруждать себя; а если кто мне не услужит, гневаюсь не него. Не хочу идти вместе с работающими; а если кто мне не поможет в деле, злословлю его. Брату, когда он в нужде, горделиво отказываю, а когда сам нуждаюсь, обращаюсь к нему. Ненавижу больного, а когда сам болен, желаю, чтобы все любили меня. Высших знать не хочу, низших презираю.
Если удержу себя от неразумного пожелания, тщеславлюсь; если преуспеваю в бдении, впадаю в сети непокорности и прекословия; если воздержусь от снедей, утопаю в кичливости и высокомерии; если неусыпен в молитве, препобеждаюсь раздражительностию и гневом; если вижу в ком добродетель, не останавливаюсь на нем вниманием.
Презрел я мирские приятности, но не отстаю от суетного пожелания оных. Если вижу женщину, развеселяюсь. По наружности смиренномудрствую, а в душе высокоумствую; по видимому не стяжателен, а на самом деле страдаю любоиманием. И к чему распространяться? По видимости отрекся я от мира, а на деле опять все думаю о мирском.
Во время службы занимаюсь все разговорами, блужданием помыслов, суетными припоминаниями. Во время трапезы вдаюсь в пустословие; имею алчность к подаркам; принимаю участие в чужих падениях, вдаюсь в гибельное соперничество.
Такова моя жизнь! Столько худого противополагаю я своему спасению! И мое высокомерие, мое тщеславие не дозволяют мне подумать о своих язвах, чтоб уврачевать себя. Вот мои доблестные подвиги! Таким множеством грехов ополчается на меня враг! И при всем том я домогаюсь прославиться святостию, окаянный. Живу во грехах, а желаю, чтоб почитали меня праведником.
Одно у меня оправдание во всем этом: диавол опутал. Но это не послужило в оправдание Адаму. Конечно, и Каина научил диавол; но и он не избежал осуждения. Что же буду делать, если посетит меня Господь? Никакого нет у меня оправдания в нерадении моем.
Боюсь, чтобы и мне не быть в числе тех, которых Павел наименовал сосудами гнева, которые подвергнутся подобной с диаволом участи и которых Бог за пренебрежение их к Нему предал в страсти бесчестия. Итак, опасно, чтоб и на меня не было произнесено такое ж определение.
Если хочешь спасти меня, недостойного, милостивый Господи, положи покаяние мне, грешному, оживотвори умерщвленную грехами душу мою, Жизнодатель. Изгони каменное ожестение из бедного сердца моего и даруй мне источник сокрушения, - Источивший нам жизнь из животочного ребра Своего.
III
О, какое у меня безчувствие! Какая грубая, поземленевшая душа у меня! О, сердце развращенное, уста, исполненные горечи, гортань - гроб отверстый!
Почему не помнишь ты, душа, о неизбежном пути разлучения твоего? Почему не готовишься к сему шествию? Зачем без жалости к себе приближаешься к погибели? Для чего навлекаешь на себя вечные мучения? Что ты делаешь, душа, живя, как несмысленное бессловесное?
Увы, как это я вместо света избираю тьму! Как это удовольствие, которое сегодня у меня есть и которого завтра не будет, предпочитаю я вечным и неизреченным благам!
Увы, как вместо солнцезрачной оной ризы соглашаюсь лучше быть облеченным в ризу темную и мрачную! Как предпочитаю Царству бедственное вселение во аде!
Увы мне, грешному! Я сам собою, добровольно, с ведением ввергаю себя в конечную пагубу.
Приди же, наконец, в себя, душа моя, убойся Бога и начни с мужеством шествовать путем заповедей Его.
Уразумей, душа, что век сей подобен поприщу, и хитрый змий всеми мерами усиливается одержать победу. Иными он бывает низложен и поруган, а иных сам низлагает и предает поруганию.
Одни, обманутые им, преодолеваются, а другие вступают с ним в борьбу и увенчиваются. Одни, вкусив от него горечь, достигают приятностей вечной жизни, а другие, вкусив от его сластей, обретают горечь вечного мучения.
Одни крайним отрешением от всего удобно приобретают над ним верх, а другие, по причине привязанности к земному, легко им преодолеваются. Для любящих Бога от всей души ничего не значит брань с ним, а для любящих мир она трудна и неодолима.Пойми, жалкая душа, что радость, роскошь и покой века сего исполнены печали и горести, а скорби, лишения и самоозлобления доставляют неизглаголанную радость и вечную жизнь.
Решись вступить в путь тесный и прискорбный и подвизайся в безмолвии, чтобы, когда придет час смерти и разлучения, не оказаться тебе неготовою.
IV
Встань, душа, состаревшая в грехах, и обновись покаянием. Из сокрушения и слез раствори себе врачевство и врачуй язвы падшего в тебе образа. Воззови от сердца своего и открой беззакония свои, потому что Всеблагий щадит тебя, падшую.
Возлюбила ты красоту обманчивую и преходящую, погубила же свою красоту, дщерь света. Храм тела твоего искажен нерадением, которому поработилась ты.
Горе тебе, бедная! Долго ли заниматься тебе преходящим? Вострепещи и ужаснись того огня, который возгрела ты себе неправдами своими.
Безобразные грехи, какие делала ты от юности доселе, превысили главу твою. Они погрузили тебя в отчаяние, и потому нерадишь ты о покаянии.
Вспомни, что пленена ты похотями; вспомни, что матерь твою умертвило вожделение. Как долготерпелив к тебе Благий, а ты погрязаешь в греховном море!
Ужели не страшишься того дня, в который обнаружатся язвы твои и тайны твои? Кто защитит тебя там, где всякий будет озабочен судом о нем самом?
Страсти твои сделали тебя истуканом, погубили тебя и оставили.
О, великая Надежда, явившаяся нам при конце времен, пощади душу, удалившуюся от Тебя! Я - овца Твоя, но долгое время блуждал вдали от Тебя, служа лукавому. Изыди, Господи, взыскать меня. Взыщи достояние Твое, потому что в суете расточил я богатство Твое!
За грешников понес Ты на Себе крест Свой, а я - один из них: не отвратись от меня. Твое мы достояние, но лукавый похитил нас. Запрети ему и отыми у него плененное им. Помилуй меня, Человеколюбец, потому что нет у меня иной надежды, кроме Тебя.
Хвала щедротам Твоим, всемилостивый Сыне Божий! - потому что долготерпелив Ты к грешникам. Благодарение Тебе от погибших, которых собрал и привел Ты к покаянию.
V
Даруя прощение, Господи, пошли и силу; обрати меня так, чтоб и жить мне в преподобии, по святой воле Твоей. Освяти сердце мое, соделавшееся вертепом и жилищем бесов.
Недостоин я просить себе прощения, ибо много раз давал обещание покаяться - и делался лжецом, не исполнившим обещания, много раз уже восставлял Ты меня, но я снова падал самоохотно.
Поэтому сам на себя произношу приговор и признаюсь, что достоин я всякого наказания и мучения. Сколько раз просвещал Ты омраченный ум мой, но я снова возвращаюсь на худшее! Весь прихожу в трепет, размыслив о сем, и снова препобеждает меня сласть греховная.
Как перечислю все дары благодати Твоей, Господи, какие получил я, жалкий, но обращал и обращаю в ничто своим нерадением! Тысячами даров исполнял Ты меня, а я, бедный, воздаю Тебе тем, что противно Тебе.
Но Ты, Господи, поелику в Тебе море долготерпения и бездна у Тебя благоутробия, не дозволяй посечь меня, бесплодную смоковницу, и не допусти пожечь меня, на поле жизни еще не созревшего. Не восхищай меня, неготового, не поемли не возжегшего еще светильника, не бери отсюда не имеющего у себя брачного одеяния, но, как благий и человеколюбивый, помилуй меня, дай мне время на покаяние и пред страшным, неподкупным престолом Твоим не поставь душу мою обнаженною, как жалкое позорище безславия.
Если праведник едва спасется, то где явлюсь я, нечестивый и грешный? Если узок и тесен путь, вводящий в живот, то как сподобиться оных благ мне, живущему пространно, самоугодливо и рассеянно? Но Ты, Господи, Спасителю мой, Сын Бога истинного, как Сам знаешь и как Сам хочешь, по единой благости Твоей, туне обрати меня от пребывающего во мне греха и спаси от погибели.
VI
Займись, наконец, грешник, своим спасением и, уединясь, собери свои помыслы и скажи себе: сколько времени исполнял ты похоти плоти и помышлений своих, какую же получил ты пользу и что приобрел себе, делая это? Увы, душа моя, до какого дошли мы с тобою состояния, до какого расстройства!
Смотри - вон все вокруг украшены добродетелями и поистине боятся Бога, а я один хожу во тьме. С раннего утра раскаиваюсь в том, что делаю, а немного спустя поступаю еще хуже. Господь дал мне силу и здоровье - и вот, полагаясь на то, прогневляю я Создателя своего.
Зачем же так нерадива ты, душа моя? Зачем так безпечна? Не всегда же тебе оставаться здесь. Пошлет, наконец, Господь Ангела Своего по тебя - и должна будешь нехотя идти отсюда. Тогда что?!
Познай же, наконец, крайнюю беду свою, человек, и перестань прекословить Создавшему тебя и противиться повелениям Его. Врагу же, обольщающему тебя, с дерзновением скажи:
"Позором для Ангелов и человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестивого совета твоего. Ты внушил мне мысль: однажды удовлетвори похотению своему, - и вот малое это дело стало для меня великою пропастью, и я предался срамным твоим вожделениям. Вода нашла малую скважину и сделала из нее большое отверстие.
Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергал меня из греха в грех; уничтожил во мне воздержание под предлогом немощей чрева моего; сделал меня чуждым для молитвенного бдения; насадил во мне сребролюбие под предлогом продолжительной старости; иссушил мои слезы; ожесточил сердце мое; отвлек меня от подчинения во Христе; умножил для меня развлечения; сделал меня непокорным; довел до того, что я не трудился над должным, а занимался суетами; научил меня зависти и злословию; сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым; научил меня объядению, пьянству и сластолюбию; приучил рассеиваться во время чтения и псалмопения, так что молюсь - и не знаю, о чем, читаю псалмы, а между тем отдаюсь в плен неудержимому блужданию помыслов".
Обличив так козни врага, скажи ему, наконец, с твердостию: "Довольно с тебя, диавол", - и, оставя лукавого, прилепись к человеколюбцу Богу. Уязвлен ты? - Не отчаивайся. Пал? - Восстань и мужественно скажи: "Ныне начах". Припади ко Владыке своему милостивому и исповедуй грехи свои.
Но прежде, нежели что скажешь, Он уже наперед ведает, что будешь говорить; прежде, нежели отверзешь уста, Он узнает, что у тебя на сердце. Не успеешь сказать: "Согрешил", - как увидишь Его простирающим к тебе длани Свои, чтобы приять тебя и обнять.
С верою приступи - и Он тотчас очистит тебя, как прокаженного, восставит с одра, как расслабленного, воскресит, как Лазаря.
О ПОКАЯНИИ
из Слова преподобного Ефрема Сирина
Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. Не тельцов, не овец закалает для них покаяние, но предлагает для радования спасение людей грешных.
Покаяние в жертву приносит людей согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, сегодня живы они для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые.
Покаяние, возлюбленные, есть великое горнило, которое принимает в себя медь и претворяет ее в золото; берет свинец и отдает серебро. О, сколько прибытков доставляет Богу покаяние! Какие выгоды приносит своим делопроизводством! Переплавляет, и не требует платы от владельца; переплавляет, и не имеет нужды в дровах и огне; переплавляет, и не нуждается в делателях. Какое искусство! Какое изобретение! Какая сила претворения! Свинец сам себя сожигает. Как же это? Так, что грешники сами для себя делаются горнилом...
Послушай, кающийся, и от всего сердца приступи к Богу; послушай, согрешивший, и Он воздаст тебе всецелым благочестием. Ты сам себя переплавляешь, сам себя искушаешь, сам себя претворяешь...
Сам себя переплавляешь ты, согрешивший, сам себя воскрешаешь из мертвых. Поэтому, если делаешь что вполовину, то сам себе наносишь обиду. Если немного и в малости недоделанное недостаточно и несовершенно, то кольми паче сделанное вполовину? Кто определяет и вымеряет часть целым? В таком случае малая часть превзойдет большую, а также и одна половина превзойдет другую половину. Если не всецело приносишь покаяние, то вполовину делаешься праведным...
Некоторые из кающихся снова возвращаются ко греху, потому что не знали скрывающегося в них змия, а если и знали, то не совершенно удалили его от себя, ибо позволили остаться там следам его образа, и он вскоре, как бы зачавшись в утробе, снова восстановляет полный образ своей злобы. Когда видишь кающегося и снова согрешающего, то разумей, что он не переменился в уме своем, потому что в нем еще все пресмыкающиеся греха. Признак же приносящего твердое покаяние - образ жизни собранный и суровый, отложение кичливости, самомнения, а также очи и ум, всегда устремленные к вожделенному Иисусу Христу с желанием, по благодати Христовой, стать новым человеком, как волна делается багряницей или тканью голубого или гиацинтового цвета...
Никто, однажды омывшись от скверны, да не возвращается к ней снова. Один Христос, одна вера, один крест, одна смерть. Одна благодать, одно страдание, одно и воскресение. Предавшийся за тебя на заклание не должен предаваться снова и в другой раз платить за тебя искупительную цену. Ты искуплен, не оставайся упорно рабом; ты омыт от греховных скверн, не оскверняйся, ибо для твоего омовения нет другой купели, уготованной смертною язвою...
Не откладывай, друг, со дня на день обращения своего ко Господу, чтоб не вышел на тебя внезапно приговор страшного Судии, призывающий тебя к Нему для возвращения того, что приобрел ты на Его таланты, и чтобы тебе вместо похвал, связанному по рукам и ногам, не быть осужденным во тьму кромешную. Пока еще есть время, постарайся припасть к Судии, чтобы Он простил тебе все грехи и мы возрадовались с тобою, брат, а Бог прославился.
Ему подобает честь и слава во веки веков! Аминь.
Молитвы >> Архив молитв
Как действует молитва?
Как правильно молиться?
Словарь церковнославянского языка
Кому и для чего молиться
Молитвы Архангелам на каждый день
Именной указатель святых
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|