Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Часть вторая
Осуждение
Перестанем судить и осуждать ближнего - и мы не
будем бояться хульных помыслов, ибо причина и корень второго есть первое. [23,
51]
Судить - значит бесстыдно похищать сан Божий, а
осуждать - значит погублять свою душу. [10, 14]
Как возношение и без другой страсти сильно
погубить человека, так и осуждение одно, само по себе, может нас погубить
совершенно, ибо и фарисей оный за сие осужден был. [10, 15]
Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих
деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите,
судят вам (Мф. 7:6), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные
или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает. [10, 9]
Как добрый виноградарь вкушает только зрелые
ягоды, а кислые оставляет, так и благоразумный и рассудительный ум тщательно
замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает
пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззакония, исчезоша
испытающая испытания. (Пс. 63:7) [10, 16]
Скорые и строгие судьи прегрешений ближнего
потому сей страстью недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и
попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала
самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной
жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не
достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из
очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел
в нем и следа злословия и осуждения. [10, 10]
Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить,
или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое. [10,
11]
Видал я таких людей, которые тайно и скрытно
соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других,
безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.
[10, 13]
Видел я согрешившего явно, но втайне
покаявшегося; и тот, кого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога,
умилостивив Его чистосердечным обращением. [10, 6]
Как огонь противен воде, так и кающемуся не
сродно судить. Если бы ты увидел кого согрешающего даже при самом исходе души из
тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно
впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне, и те,
которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца. [10,
8]
Никогда не стыдись того, кто пред тобою злословит
ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие
грехи, и как могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним
пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к
получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не
судите, и не судят вам (Лк. 6:37). [10, 7]
УМОИССТУПЛЕНИЕ
Наказание гордому - его падение, досадитель -
бес; а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух
случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно.
[23, 10]
СТРАХ, БОЯЗЛИВОСТЬ
Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она
боится слабого звука тварей и самих теней. [21, 4]
Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют
страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно
Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься. [21, 5]
Страх есть предвоображаемая беда; или иначе -
страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее в представлении
неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды. [21, 3]
Кто сделался рабом Господа, тот боится одного
своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится. [21,
11]
Не ленись в самую полночь приходить в те места,
где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и
смеха достойной страсти, то она состареется вместе с тобою. Но когда ты пойдешь
в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки и бей супостатов
именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле. А
избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего, ибо когда ты будешь Его
благодарить, то и Он будет вовек покрывать тебя. [21, 7]
Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится
тело, а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы
по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на
молитву, ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами. [21, 12]
См. ТЩЕСЛАВИЕ [21: 2, 6]
Оскудение любви
По мере оскудения любви бывает в нас страх, ибо в
ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою. [30, 10]
Любовь, собственно, есть отложение всякого
противного помышления, ибо любы не мыслит зла (1 Кор. 13:5). [30, 8]
ЛИЦЕМЕРИЕ
Некоторые отроковицы грешат бесстыдно, а другие
тайно и со стыдливостью, но предаются еще лютейшим порокам, нежели первые. То же
можно видеть и в страстях бесчестия. Много тайно лукавых отроковиц, каковы:
лицемерие, лукавство, печаль, памятозлобие и сердечная клевета, кои видимо
представляют одно, а внутренне взирают на другое. [10, 3]
Ложь
Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и
поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как
поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
[12, 6]
ПАМЯТОЗЛОБИЕ
Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение
согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума,
посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в
душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий,
законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная. [9, 2]
Памятозлобие есть лукавый толковник Писания,
который толкует речения Духа по своему разумению. Да посрамляет его молитва,
дарованная нам Иисусом, которой мы не можем произносить с ним, имея
памятозлобие. [9, 10]
Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и,
враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия есть друг
неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит.
[9, 9]
Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от
сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами,
или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое
злоключение, душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и
прослезишься. [9, 12]
Воспоминание страданий Иисусовых исцелит
памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием... [9, 14]
Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы
получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их. Отпустите мало,
и отпустят вам много (Лк. 6:37). [9, 15]
Видал я зараженных памятозлобием, которые
увещевали других забыть обиды, а потом, устыдившись слов своих, страсть сию
оставили. [9, 17]
См.
ГНЕВ [9: 1, 4, 11, 15]
ЗАВИСТЬ
Знай, что и это признак памятозлобного и
завистливого человека, если он легко и с удовольствием порицает учение, дела и
добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти. [10, 12]
КЛЕВЕТА (ЗЛОСЛОВИЕ)
Никто из благомудрствующих, как я думаю, не будет
противоречить тому, что от ненависти и памятозлобия рождается злословие. И так
оно после своих родоначальников мною по порядку и предлагается. [10, 1]
Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг;
большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь
любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление
чистоты. [10, 2]
Услышав, что некоторые злословят ближних, я
запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из
любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы
не оказалось ложным сказанное: оклеветающего тай искреннего своего, сего
изгонял (Пс. 100:5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не
осмеивай его, а молись о нем втайне, ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь
остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в
соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц, но в одно мгновение
произошла с ними чудная перемена. [10, 4]
Кто хочет победить духа злословия, тот пусть
приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает
грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению. [10, 5]
См.
ГНЕВ. [4, 14]
Страничку подготовила
Анастасия
Греховные страсти и борьба с ними, 1997 г.
17 мая 2010 года
Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|