'Магия Божественного Света' на Французском Сделать страничку "Магия Божественного Света" стартовой Добавить сайт "Магия Божественного Света" в Избранное
Главная Наша помощь Наш коллектив

Признаки скорого появления антихриста


Россия перед вторым пришествием  >>   1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9   |  10  |  11   |  12   |  13  |  14  |  15  |  16  |  17  |  18  |  19  |  20  |  21  |  22  |  23  |  24  |  25  |  26  |  27   |  28  |  29  |  30  |  31  |  32  |  33  |  34  |  35  |  363738394041424344454647Приложения


Обращение иудеев


 «Бог ведет все народы ко спасению  путем Судов Своих». Н. П. Розанов


«...Вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и не одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!» (Ам. 9:9-10).

«... Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника...» (Ос. 3:4).

«Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет» (Пс. 73:9).

«...Пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, - озарения, и ходим во мраке» (Ис. 59:8-9).

«И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей...» (Втор. 28:64-66).

«Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Мф. 23:35-36).

«Дополняйте же меру отцов ваших. <...> Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во имя Господне!» 1 (Мф. 23:32, 37-39).

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» 2 (Деян. 7:51-63).

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (Ин. 8:44).


Св. Иоанн Златоуст: «...За то, что вы убили Христа; за то, что подняли руки на Владыку; за то, что пролили драгоценную кровь; вот за что нет вам облегчения, нет, наконец прощения, нет извинения. Тогда вы оскорбляли рабов - Моисея, Исайю и Иеремию; тогда, хотя и совершалось нечестие, но еще не было сделано главное зло. А теперь вы затмили все прежние (беззакония), и после злодейства против Христа для вас не остается уже никакого больше беззакония. Вот почему вы все и наказываетесь теперь больше» 3.


Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Св. Отец и учитель Церкви (XI в.): «Впрочем и доныне евреи, как чада убивших Господа, нося на себе кровь Его, ибо за неверие в Господа преследуются от всех и нет им никакого помилования» 4.


Св. Игнатий (Брянчанинов): «Все народы смотрели и смотрят на Иудеев с недоверчивостью; положение их беспрестанно колеблется соответственно разнообразным взглядам на них правительств; часто подвергались они тяжким гонениям, нередко гибли многими тысячами. Страна их поражена гневом Божиим. То была страна Обетованная, страна столько обильная, что Священное Писание именует ее текущею медом и млеком. На малом пространстве обитали в ней миллионы жителей, не только продовольствуясь роскошно, но и продавая избытки земных произведений соседним народам (3 Цар. 5:9; Деян. 12:20). Впоследствии почва Земли Обетованной изменилась, утратила свое благословенное плодородие. Там, где прежде обитали миллионы, ныне обитают десятки тысяч, содержась очень скудно. Об этом свидетельствуют единогласно все путешественники, посещавшие Палестину» 5.

«Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они (Иудеи - Сост.) окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение» 6.


Н. А. Бердяев (1874-1948), философ (1938): «И всякое отвержение Христа распятого есть отвержение еврейское - и по мотивам еврейского хилиазма, еврейского ожидания иного мессии, совершается. Поэтому еврейство после распятия Христа является носителем антихристианского духа, является вечным отрицанием искупительной силы голгофской жертвы. Еврейство, сознательно или бессознательно, все еще ждет иного мессию, царя земного, и учит другие народы отвергать Христа потому, что Он не водворил блаженного царства на земле, что зло и страдание продолжают существовать на земле и после Христа. И народы соблазняются еврейским хилиазмом и еврейским ожиданием иного мессии, который даст людям то, чего не дал Тот Мессия, Распятый. Недаром духу еврейства так близка социал-демократия, которая есть лишь модернизированная трансформация еврейского хилиазма, еврейского ожидания мессии - земного царя и земного блаженства без искупительной жертвы. Гнев Божий обрушился на избранный народ, который отверг подлинного Мессию, вышедшего из его недр, и ждет мессию ложного. <...> В трагически-страдальческой судьбе своей еврейский народ распял Христа и отверг Распятого, и он вечно распинается среди других народов, ненавидящих его» 7.


Протоиерей Иоанн Восторгов (1918): «Если всмотримся внимательно, то увидим, что отрава и яд именно еврейской ненависти входят более - или менее заметно решительно всегда и всюду, где шло и идет гонение на христианство» 8.


Архиепископ Никон (Рождественский), Вологодский и Тотемский (1916): Но вот пришел Господь, обетованный Спаситель, Избавитель Иисус Христос. Еврейский народ должен был принять Его, яко обетованного Мессию. Увы, он отверг Его! Он вознес Его на крест! Он отрекся от Него! Он - страшно сказать - на себя и детей своих, на все свое потомство взял вину пролития святейшей крови Его! Кровь Его на нас и на чадах наших, - кричали иудеи Пилату, требуя распятия Христа. Их вожди, их первосвященники и книжники, пропитанные сатанинскою гордынею, возненавидели самое имя Христово так, что не позволяли и Апостолам произносить его. Народ отпал от Бога. Он изменил своему призванию. Он стал противником Богу, заклятым врагом тех, кто последовал Христу. Сам Господь, обличая вождей иудейских, уже нарек их сынами Диавола (Ин. 8:44). Избранные от народа иудейского Апостолы и первые последователи Господа вошли в Церковь, а отверженный Богом народ, в массе своей, в ожесточении сердца пошел против Церкви, против Бога, отдал себя во власть нового своего отца - сатаны; вместо Нового завета, вместо Евангелия Христова они признали книгою завета для себя сборник преданий вот этих самых фарисеев и книжников, которых обличал Господь, - вот этот многотомный талмуд со всеми его нелепостями, мерзостями, со всею нечистотой и богопротивной логикой. Это было попущением Божиим в наказание бывшему избранному, ныне же отверженному Богом народу - попущена слепота духовная свободною волею истинного Света, просвещающего весь мир. Об этом «ослеплении» говорит великий Апостол языков Павел, предсказывая, что оно не навсегда, что настанет некогда час, когда «исполнение языков внидет» в Церковь Христову «и тако весь Израиль спасется» (Рим. 2:25-26). На наших глазах это ослепление еще продолжается: иудеи - в отвержении от Бога - продолжают враждовать против Христа и Его Церкви, продолжают вместо Евангелия, даже вместо Ветхого Завета, который чтут, держаться своего богоненавистного талмуда, заключающего в себе, можно сказать, заветы врага Божия - сатаны. Апостол предсказал, что будет время обращения иудеев ко Христу, но мы не видим признаков этого обращения; видим только, как вражда иудеев против Христа разгорается, как они готовят всеми мерами путь своему лжемессии - антихристу, как и христиан стараются отвратить от Христа и сделать врагами Его.

Из сказанного видно, что мы должны строго различать евреев до Христа и иудеев после Христа. Между ними лежит непреходимая грань, целая пропасть. К этой пропасти постепенно подходил ветхозаветный еврей, заражаясь гордынею, самоцензом избранничества, пока не низринулся в эту пропасть, превратившись из чада Божия, хотя и строптивого, маловерного, но еще чада, в чадо сатаны, в богоотверженного противника Христа. Не будем разгадывать «тайны» Божией, о коей говорит Апостол Павел, когда она исполнится, когда иудеи обратятся ко Христу, хотя бы в «остатке», в малом числе. Это - дело Божие. Будем беречь себя от иудея, который покушается отнять у нас самое священное, самое дорогое - веру в нашего Спасителя, в учение Его Церкви, в наше общение с Ним и Церковью, с Ним на небе сущею.

Иудей пробрался уже туда, где не должно бы быть ему места: он захватил в свои нечистые руки нашу периодическую печать, он верховодит якобы «общественным мнением» в газетах, в среде интеллигентов, лицемерно принимая крещение, изменяя вопреки закону, свои имена и без крещения, переменяя даже фамилии, но не изменяя своего нравственного облика, своих идеалов. Есть и в среде бывших иудеев такие, которые приняли учение Христово искренним сердцем, но они совершенно сливаются с православным народом, да и много ли таких? Надо помнить, что иудей всегда мечтает о всемирном владычестве, всегда смотрит на всех людей, не иудеев, как на скотов, которым Бог дал облик человеческий только для того, чтобы иудеям было не противно пользоваться их услугами, - так учит их талмуд, - которого духом иудей проникается раньше, чем будет относиться сознательно к вере, к знаниям. Надо помнить, что в деле борьбы с христианством иудейство находится в тесном союзе с масонством. И вся эта темная сила под покровом мнимой науки стремится расшатать православные понятия о Слове Божием, о Священном Писании, не говоря уже о священном предании Церкви, не говоря уже о сказаниях, заключающихся в житиях святых угодников Божиих...» 9.


*  *  *


«... Не все те Израильтяне, которые от Израиля...» (Рим. 9:6).

«Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28-29).

«...Многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис. 52:15).

«Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя» (Ис. 55:5).

«И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья к тебе издалека идут и дочерей твоих на руках несут» (Ис. 60:3-4).

«Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс. 21:28-29).


Апостол Варнава († 76 г.): «Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал» 10.

«Но посмотрим, этот ли народ или первый (христиане или иудеи - Сост.) есть наследник, и к нам ли относится завет Божий, или к ним (иудеям - Сост.)? Послушайте, что Писание говорит о народе. «Молился Исаак о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна, и она после этого зачала. И вышла Ревекка вопросить Господа, и сказал Господь к ней: два языка в чреве твоем и два народа в утробе твоей; и один народ превзойдет другой, и старший будет служить меньшему» (Быт. 25:21-23). Вы должны понимать, кто Исаак, кто Ревекка, и о каких народах Бог объявил, что один будет более другого. В другом пророчестве Иаков еще яснее говорил Иосифу сыну своему так: «вот не лишил меня Господь лица твоего; приведи мне сынов твоих, чтобы я благословил их». Иосиф привел Ефрема и Манассию, желая, чтобы был благословен Манассия, потому что он был старший: и подвел его Иосиф к правой руке отца своего Иакова. Но Иаков духом провидел образ народа будущего. И что говорит Писание? «Иаков переменил руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго и меньшего сына Иосифова и благословил его. И сказал Иосиф Иакову: «переложи правую свою руку на голову Манассии, потому что он первородный мой сын». А Иаков отвечал Иосифу: «знаю, сын мой, знаю; но старший будет служить меньшему, - впрочем и тот получит благословение» (Быт. 48:9-19). Смотрите, кому Бог определил быть первым народом и наследником завета. Если притом сказано было об этом народе и в обетовании Аврааму, то наше ведение достигло совершенства. Что же говорит Бог Аврааму, когда вера вменилась ему в праведность? «вот я поставил тебя отцом народов верующих Господу без обрезания крайней плоти» (Быт. 15:6; 17:5; Рим. 4:З)» 11.


Св. Игнатий Богоносец († 20.12.107), епископ Антиохский: «...Извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и изменитесь в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в нем, дабы кто-нибудь из вас не испортился, и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога» 12.


Ерм, муж апостольский (1-я четверть II в.): «Каким образом, господин, говорю я, они, познавши Господа, сделались худшими? И сказал он (пастырь - Сост.): «не познавший Господа, если делает зло, подлежит наказанию за свою неправду. Но кто познал Господа, тот уже должен удерживаться от зла и делать добро. И если тот, который должен делать добро, вместо этого делает зло, то не более ли он преступник, нежели неведущий Бога? Посему, хотя и не познавшие Бога и делающие зло предназначены к смерти; но те, которые познали Господа и видели дивные дела Его, если делают зло, будут вдвое наказаны и умрут на веки. Так очистится Церковь Божия» 13.


В найденной в Вероне рукописи Наставлений Двенадцати апостолов и учеников Господних, составленных по случаю Иерусалимского собора говорится: «Так как Он покинул Свой народ и удалился из опустошенного храма, разодрав Свою одежду и отняв Своего Духа Святаго, дабы ниспослать Его на тех из язычников, которые уверовали в Него (как это предсказано у пророка Иоиля: «Я распространю Дух Мой на всяку плоть»); Он действительно отнял Духа Святаго от этого народа, силу Своего Слова, и все Свое священство и перенес их на Свою Церковь. Также и сатана, искуситель, оставил этот народ, дабы нападать на Церковь; и впредь сатана не будет более искушать этот народ, чрез свои деяния сам упавший в его руки, и готовый также искушать Церковь, принося ей огорчения и вызывая против нее гонения, хулы, лжеучения и схизмы» 14.

«Церковь Христова, этот богоизбранный народ, есть совокупность всех, кто имеет наследовать жизнь вечную, в какие бы времена они не жили. Началом ее послужили не апостолы, а именно пророки и те немногие, кто верили пророкам и следовали им. Они есть христиане до Христа, ибо они веровали в грядущего Мессию, общались с Ним в духе еще до Его воплощения, жили обетованием пришествия Его и спасения в Нем. Последние из таких «ветхозаветных христиан» приняли Христа, пришедшего во плоти и последовали за Ним, потому что узнали в Нем Того, Кого пять с половиной тысяч лет ждало человечество. Спаситель Сам засвидетельствовал в назаретской синагоге об одном из многочисленных пророчеств Исайи о Нем: «днесь сбытся Писание сие во ушию вашею» (Лк. 4:16-22). И добавлено: «и вси свидетельствоваху Ему», т.е. догадались хотя бы, о чем идет речь, хотя и не пожелали поверить Тому, Чью молодость видели пред собою, не находя в ней ничего особенного.

Не очень точны выражения «новый Израиль», «ветхий Израиль». Лучше, быть может, сказать «духовный Израиль», подчеркнув, что он един, не разделяется пришествием Христовым. Народ сей составляют все верные Господу и Христу Его, в едином исповедании образующие как бы единый ум, зрящий Бога.

В последние два тысячелетия слова «Израиль» и «Иудея» в прямом и положительном смысле слова относятся именно к Церкви Христовой, но ни в коем случае не к так называемой религии «иудаизма» и ее представителям, о которых сказал Дух Святый в Откровении Св. Иоанну: «глаголющиися быти иудеи, и не суть, но лгут», назвав их также «сонмищем сатаниным» (Oтк. 3: 9). Действительно, «Иудея» значит «исповедание», «Израиль» значит «зрящий Бога», но где хулится Христос, там никак не может быть правого исповедания, равно как и видения тайн Божиих. Так что слова эти (вместе, кстати, со словом «Сион» - Св. гора в Иерусалиме), оказались украденными у Церкви Божией представителями религии лжи, которые, как все волки, пожелали прикрыться овчими одеждами.

На вопросе терминологии следует задержаться чуть внимательнее, ибо именно здесь возникает смешение национальных и религиозных понятий. Итак, мы сказали о том, что истинные последователи ветхозаветного закона и пророков, в собственном смысле иудеи, приняли Христа Иисуса и вскоре стали сами называться христианами, чтобы отличать себя от «сонмища сатанина». Богоотступники же и христоубийцы стали называть себя иудеями и с этим названием стали известны по всему миру. Название это не просто ворованное, но оно неудобно еще и тем, что под ним принято понимать, как национальность, так и религию, ибо большинство евреев христианами не стало. Отсюда всякое выступление против христоборной религии легко поддавалось шельмованию, как национализм и «антисемитизм». Славянский же язык дает нам несколько иной термин для обозначения религиозной принадлежности - жид, 15  жидовство. Некоторые возражают, что это слово есть лишь польская транскрипция слова «иудей», однако в таком случае как же объяснить, что в славянском тексте Нового Завета употребляются параллельно оба слова, также как и в житиях святых, кстати и в богослужебных текстах. Апостол Павел, говоря о себе, мимоходом разъясняет термин «жидовство»: «преспевах в жидовстве, паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий» (Гал. 1:14). Обратим внимание на последние слова. «Отеческие предания» - это те самые предания старцев, за которые обличал Спаситель фарисеев, говоря, что они противоречат заповедям Божиим. 16 Если бы Апостол хотел подчеркнуть свою приверженность к древнеиудейской религии, то сказал бы: преспевах в иудействе, ревнитель сый закона и пророк. Но речь здесь идет о другой религии, не иудейской, а жидовской, внешним выражением которой являлись предания старцев, впоследствии составившие талмуд. Справедливости ради следует отметить, что слово «жидовство» далеко не всегда в славянских текстах указывает именно на иную, фарисейскую, христоборную религию, и как-то путается со словом «иудейство», но, несомненно, что наши далекие предки, вводя два различных термина, видели разницу между ними, которая впоследствии при многочисленных переписываниях текста могла несколько затуманиться, в т.ч. не без помощи самих представителей жидовской веры. Русский секуляризованный язык уже утратил эту славянскую четкость. Вместо религиозной слову «жид» сообщилась какая-то национально-вульгарная окраска вроде «хохол» или «кацап». И в то же время слово «иудей» объединило необъединяемых людей: и пророков, и пророкоубийц, так что в русском переводе Нового Завета слово «жид» уже везде заменено на «иудей». Это немало послужило дальнейшему перемешиванию национального с религиозным, что, естественно, на руку только жидам (в славянском, религиозном смысле слова)» 17.


*  *  *


«... говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Отк. 2:9).

«Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Отк. 3:9).

Св. апостол Павел: «...не могу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется, как написано: «приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25-26).

«Вот, Я пошлю к вам (евреям) Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» (Малах. 4:5-6).

«И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному» (Исайя 10:20-21).

«А Исайя провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9:27; Исайя 10:22).


Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский: «Т.е. <...> спасутся не все израильтяне, но достойные спасения (ибо это значит «остаток», т.е. избранные), которых Бог оставил и отделил, т.е. как достойных. Говоря: «яко песок морской», напоминает им о ветхозаветном обетовании, которого они сделались недостойными. Итак, не тревожьтесь, будто обетование нарушено. Все пророки предвозвещают, что не все достойны спасения» 18.

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской» (Захария, 12:10-11).

«Ибо, если ты (из язычников обратившийся ко Христу) отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные (из иудеев) к своей привьются маслине... Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе - что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:24-25).


Протоиерей Борис Молчанов: «Владимир Соловьев, пытавшийся все пророчество о явлении пророков Илии и Еноха объяснить иносказательно (см. «Три разговора», главу «Повесть об Антихристе»), невольно должен был погрешить и в объяснении тесно связанного с явлением пророков обращения ко Христу остатка Израиля. По его мнению, евреи узнав, что лицо, принимавшееся ими за Мессию, вдруг окажется необрезанным, разочаруются в нем и примут христианство. Если бы эта предпосылка о необрезанности антихриста и оказалась правильной, то она могла бы побудить фанатичных иудеев лишь отойти от него и ждать другого, более подходящего кандидата для роли Мессии, но она не могла бы стать причиной их разочарования во всей религиозно-национальной идеологии и принятия ими христианской веры. У иудеев было много неудачных претендентов на звание Мессии, возглавлявших бунтарские движения против Рима. И однако последующие разочарования в них никогда не приводили иудеев к убеждению в истинности христианства. Это объяснение Вл. Соловьева надо признать очень неудачным. Только одно свидетельство Св. Писания о чудесном явлении пророков Илии и Еноха, о их проповеди и обличении антихриста, о их мученической смерти и воскресении сможет в полной мере объяснить и чудесное обращение ко Христу остатка Израиля в эпоху антихриста» 19.


Пророк Иезекииль в 36-й главе говорит: «И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они проливали на этой земле, и за то, что они оскверняли ее идолами своими. И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям и по делам их... Не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли... И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших (указание на то, что избранные евреи будут крещены в конце времени - Сост.), и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам... Вложу внутрь вам Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих... И не дам вам терпеть голода. И умножу плоды на деревах и произведения полей... Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши...»


Протоиерей Борис Молчанов: «Это обращение иудеев ко Христу вызовет сильнейшую злобу у антихриста в отношении к христианам. Тогда для них настанет «великая скорбь», какой «не было от начала мира доныне и не будет» 20 (Мф. 24:15-21). Запечатление «печатью Бога живого» лбов рабов Божиих ПОСЛЕ ВСКРЫТИЯ ШЕСТОЙ ПЕЧАТИ начнется с иудеев, обратившихся ко Христу, как и предрекал апостол Павел (Рим. 9:27; 10:11).

«Когда спасется полное число из язычников, которое от века Богом предусмотрено, тогда снизойдет (как сказано у пророка Иезекииля) благословение Божие, и они в своих лучших представителях, искренне верующих в Бога и служащих Ему по-своему, обратятся к нашему Христу, во имя Отца и Сына и Святаго Духа по 12 тысяч из каждого колена (кроме колена Данова, на место которого будет колено Левино)» 21.


Архиеп. Аверкий: «В каждом из 12 колен окажется по 12 000 запечатленных, а всего 144 000. <...> Такая ограниченная численность выставлена, быть может, для того, чтобы показать, как мало спасшихся по сравнению с неисчислимым множеством возлюбивших Господа Иисуса Христа из всех остальных народов земли, бывших язычниками (Отк. 7:1-8)» 22.


Однако основная часть иудеев будет способствовать воцарению антихриста 23. В одном из дореволюционных афонских изданий говорится: «Как Иисус Христос явился с своею проповедью прежде всего к иудеям, так и антихрист, по происхождению - необрезанный жидовин, приидет сперва к евреям-жидам, а потом привлечет и другие племена. Неверующие во Христа иудеи примут антихриста с великой радостью; они уверуют в него, как в Мессию, обещанного пророками. - О таком заблуждении упорно-неверующих иудеев говорит Сам Господь: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Тo же самое утверждает и ап. Павел: «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения, за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2:10-12). Согласно с сими словами Божественных Писаний толкуют и Святые Отцы: Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Григорий и Иоанн Дамаскин» 24.


Преп. Ефрем Сирин († ок. 373): «Всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его (антихриста - Сост.) иудеи. Посему и он как бы из предпочтения, промышляя о них, укажет всем им место и храм» 25.


Св. Амвросий Медиоланский († 397): «...Иудеи примут антихриста за мессию, говоря, что он есть тот Христос, пришествие Которого предсказали Божественные пророки в своих предвещаниях» 26.


Иоанн Дамаскин († ок. 777): «Иудеи не приняли Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; примут же обманщика, который сам себя наименует Богом» 27.


Протоиерей Аполлон Ковапьницкий, раскрывая учения талмуда о мессии, писал (1898): «Мессия даст иудеям царство; им будут служить все народы, и все царства будут находиться в их подданстве. Тогда каждый иудей будет иметь в своем распоряжении 2 800 рабов <...> Тогда все народы примут иудейскую веру, только христиане не удостоятся этой милости, но будут совершенно истреблены...» 28.


Св. Феофан Затворник: «Ослепление Израиля до внития полного числа язычников. Следовательно, когда внидет сие число, тогда спадет ослепление с очей Израиля, узрит он истину, уверует в Господа Спасителя - и тако спасется. «Весь Израиль, вместо - большая часть - отвратится от грехов и обратится ко Господу» (Экум.). Как во время проповеди апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея большинство, массу, так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших. <...>

Хотя теперь иудеи за свое неверие не пользуются действительными благодеяниями Божиими, но поелику они принадлежат к избранному роду, такому, который из всех языков выбран Богом и Им Себе усвоен, то Бог, ради сего избрания, которого удостоены они ради отцов своих великих, не вконец отвратился от них, не вконец отверг их, но продолжает отечески воззревать на них и готов опять принять их, как только уверуют. Таким образом, они не перестают быть возлюбленными Богу ради отцов своих, в силу избрания родоначальников их, а в них - и их самих» 29.


Проф. прот. П. Я. Светлов (1909): «Отстаивая всеми законными мерами свое существование от опасностей еврейского симбиозиса, христианские народы обязаны с кротостью и покорностью воле Божией терпеть среди себя еврейский народ, как неизбежное и нужное для целей Провидения зло, как они по тем же побуждениям терпят болезни, голод, саранчу и т.д. В лице этого бича всех народов земли христианским народам ниспослано свыше испытание, необходимое для укрепления их в христианской вере в жизни. Чем сильны среди христианских народов евреи? Их слабостями, недостатками, - тем же, чем сильны бактерии в организмах, ослабленных болезнями, старостью и утомлением... Всякое торжество иудейства среди христианского народа есть призыв забывшим Христа к христианству, напоминание о христианстве как о единственно-спасительной, творчески-созидательной силе общественной жизни и истинного прогресса народов и по тому самому - как о единственном спасении от опасностей иудейства и всех других антихристианских темных сил в адской борьбе с христианским светом стремящихся захватить в свою власть всю жизнь и все погрузить в тот самый мрак и хаос, из которого извлек нас только Христос. - Когда торжество иудейства перестает быть даже таким напоминанием о христианстве для народов, забывших Христа, христианских по имени и иудейско-языческих по жизни, то это торжество иудейства в руках правосудного и милосердного Провидения тогда становится уже наказанием народов, то - целебным, если оно ведет их к исправлению, то - праведным возмездием небесного Правосудия и гнева Божия» 30.


Протоиерей Григорий Дьяченко (1900): «Израиль служит мамоне и мимолетным интересам века, но в глубине души хранит надежду своих предков. Если тяжелая школа, которую им предназначил Господь, достигнет относительно их своей цели, тогда как бы струпья спадут с их глаз, и они узнают, Кого распяли. И чем дольше ругались они над Тем, Который был исполнением их надежд, тем глубже будет их коленопреклонение и тем вернее их вера и любовь.

Несомненно, что это событие совершится в последние времена, что иудеи обратятся ко Христу последними, после того как войдет в Церковь полное число язычников. Но нет указания на то, что иудеи обратятся ко Христу до пришествия антихриста. Вероятно, что иудеи обратятся ко Христу при антихристе, а не до него. Намек на это мы находим в словах Иисуса Христа: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). На основании этих слов можно полагать, что иудеи сначала примут антихриста за ожидаемого ими мессию. Но скоро, видя его кровожадную жестокость, отрицание Бога и самообоготворение, они разуверятся в его мессианском достоинстве, поймут и осознают, что ошиблись. Этот ужасный обман, в который они будут введены антихристом, образумит их, привлечет их сердца к Тому, Которому антихрист будет врагом и противником, т.е. ко Христу. Сознание своей тяжкой ошибки внушит им мысль, что вообще ожидание ими мессии напрасно, и что Мессия уже давно пришел в лице Иисуса Христа. Но более всего на них подействует проповедь пророка Илии. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (Малах. 4:5, 6). С этою будущностью Израиля, по словам пророка, будет совпадать эпоха распространения безбожия по всей земле» 31.


Протоиерей Борис Молчанов: «Антихрист примет все старания, чтобы иудеи признали его своим обетованным мессиею. Ему удастся закончить устройство еврейского государства и приступить к осуществлению тысячелетней мечты иудейской - восстановлению храма Соломонова. И тогда «понудится от человек, и царь проповестся, и возлюбит множае еврейский род, и во Иерусалим достигнет, и храм их воздвигнет» (Синаксарь в неделю Мясопустную. Триодь Постная)» 32.


Прот. Сергий Булгаков (зима 1941-1942 гг.): «Является тайной, в какой мере созрело и созревает еврейство для этого своего спасения. В сущности, никто со стороны не может этого понять и определить. Еврейский народ был и остается недоступен никакой христианской миссии, поскольку речь идет о частных случаях личного обращения ко Христу, которые имеют скорее пророчески-преобразовательное значение, нежели исторически-совершительное. Да и вообще, апостольское учение о спасении «всего Израиля» следует понимать не количественно, но качественно, онтологически - святой «остаток» (Рим. 9:27; 11:6)» 33.


Земное преуспеяние


Преп. Нил Афонский Мироточивый: «Тогда будут иметь злато сокровищественное, т. е. будут обладать капиталами и говорить, что не имеют (т.е. жаловаться, что им не хватает). Тогда будут иметь злато в росте, будут возращать рост на рост; будут просить милостыни, чтобы живопитаться, будут плакать, что нечего есть. Цель же (главная) у них будет собрание капитала (сокровища), дабы стяжать больше имущества; поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в миру. Тогда жадные обманщики будут ходить нагими, чтобы собрать злата для отдачи в рост. <...> Нищих станут притеснять ради областных расходов. Нищие же, не будучи в состоянии уделять из части своей на расходы (требуемые, областные), будут уходить с своих мест и переселяться на другие, чтобы там упокоиться и умириться, но и там будут нагими и скажут: «Подберите и нас; довольно покоились вы, дайте и нам мало, мало почить, пока не пробудит нас праведный суд». Еще многое иное будут говорить на могилах мертвых и взыдут стенания убогих, яко фимиам пред Бога. Видя таковые стенания, Бог подаст благополучие для всего мира (урожай), и бедняки, увидав такое благополучие, с великою радостью будут славить Бога за урожай. Когда же соберутся плоды на гумно, придет на гумно любостяжатель, снесет зерно в свои житницы и даст повеление, чтобы тот, кто требует пшеницы, ходил бы к нему, любостяжателю, т. е. свой же хлеб будут покупать крестьяне у монополии и покупать пшеницу. Любостяжатель же будет потом брать за пшеницу двойную цену против ее прежней прошлогодней цены. Беднота <...> возропщет на Бога. <...> Лихоимец 34 же вообразит, что у бедняка якобы имеется имущество, и станет притеснять бедного, чтобы последнее отнять у него.

Будет изыскивать для сего всякий повод, самомалейший. Будет притеснять его <...> Но как? - По суду будет отбирать от него все, что тот имеет. Если же ничего иметь не будет, то притеснит его темницею <...>

И будет жалеть лихоимец богача, бедняка же не будет сожалеть, так как у него одежды чистые. Не понимает лихоимец того, что чистые одежды убогого суть подобие чистого его сердца <...> Сердце же бедняка есть и будет блистающее. Но у какого бедняка сердце будет блистающим? У того, который терпелив и который будет терпеть лихоимцу, т. е. не озлобляться на его несправедливые притеснения. Блажен тот, который будет терпеть лихоимцу все то, что тот будет ему делать, ибо в час Суда пред страшным Судилищем будет он призван за брата Страшным Судией, Который скажет: «Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40). Видишь, слышишь? - за кого признает бедняков на судилище Страшном? Говорит: «Сих братий Моих меньших!» (См. Лк. 21:19; Отк. 13:10; 14:12 - Сост.). <...>

Тогда (в те времена пред антихристом) будут все много думать о себе, промеж себя все будут друг друга осуждать <...>

В особенности же (гибельно и угрожает) любостяжание монашеской жизни, где столь преуспело сие проклятое любостяжание со своим разногласием, что угрожает погубить и самую монашескую жизнь.

И почти погибла благословенная монашеская жизнь! И не только монашеская жизнь расстроилась, но почти весь мир расстроился от этого проклятого любостяжания» 35.


Свят. Игнатий (Брянчанинов): «Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большею частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество, Человечество никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле; оно постоянно стремится выказать себя добродетельным. Когда оно наиболее позволяет себе беззакония, тогда-то наиболее заботится оправдать себя пред глазами людей (Лк. 16:15); тогда наиболее лицемерствует; тогда с бесстыдством и дерзостью начинает провозглашать о своем совершенстве в добродетели (Ин. 9:28)» 36.


К .Н. Леонтьев: «...Если даже и допустить, хотя бы и с реалистической точки зрения, что перед концом света (земли и человечества), всячески рано или поздно неизбежном, - воцарится на время то высшее материальное благоденствие с нестерпимой душевной скукой, о котором пророчит Гартман (весьма правдоподобно), - то ведь все-таки предварительной-то борьбы, работы, побед, поражений, неожиданных, то приятных, то ужасных открытий, стеснений и разделений - предстоит еще столько (особенно если вспомнить - какие есть еще миллионы нехристиан на земле), - что будет время и для России исполнить какое-то (теперь еще неясное и спорное), но во всяком случае великое назначение...

Будет ли та новая, пестрая, своеобразная культура, о которой мы с Данилевским мечтали (увы, едва ли!), или исключительно соловьевское религиозное призвание; последнее возрождение Вселенского Христианства для последней отчаянной борьбы с безверием (или анти-христианством, анти-Христом); или, наконец, то разрушительно-социалистическое назначение, возможности которого на Западе с нашей стороны (не без основания также) многие опасались и опасаются. - Все равно, - в исполинском каком-то назначении нашем теперь уже и сомневаться нельзя. - Припомните все - от фаталистических обстоятельств 1 марта, все - до последнего тоста Царского князю Черногорскому, 37 - и Вы, разумеется, согласитесь с этим» 38.


Бегство христиан


«Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее 39 да бегут в горы» (Мк. 13:14).

Комментируя Евангелие от Марка, богослов Н. Розанов писал: «...Очень может быть, что эта «мерзость представлялась» евангелисту «человеком, который выступит как противник Христа во святилище, как некоторый противобог или антихрист (ср. 2 Сол. 2:3 и сл.) - Он, конечно, - так должны были понять апостолы - явится в Иерусалиме, в Иерусалимском храме, который был истинным домом Бога (Ин. 2:16)» 40. «Мерзость запустения» толковалась и как идолы в храме, и как идолослужение, и как появление в храме антихриста.

«Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. <...> Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:20-24).


Историческое разрушение Иерусалима, считал священник М. Фивейский в толкованиях на Св. Писание, служит прообразом будущего разрушения мира. Как известно, во время осады Иерусалима (69-70) Веспасианом и Титом погибло более 1 млн. иудеев, 9 000 - отведено в плен. По Иосифу Флавию во время Иудейской войны погибло 1 356 460 иудеев 41.


Свят. Игнатий (Брянчанинов): «Уверовавшие во Христа, когда увидели, что войско римское окружало Иерусалим, тогда, по завещанию Господа (Лк. 21:20), вышли из города, обреченного на погибель. Для такого выхода была вся возможность, потому что римляне, окружив в первый раз Иерусалим, отступили от него, и удалились от Иудеи; вскоре они возвратились, начали правильную и упорную осаду, совершили ту казнь над богоубийцами, которую сами богоубийцы призвали на себя и на свое потомство (Мф. 27). Иудеи, преткнувшись о духовный камень, сокрушились, а гнев Божий, ниспадший на них, стер их в прах, чем изображается уничтожение их государства, погибель бесчисленного множества из среды их народа, плен и рассеяние по вселенной, уцелевших от насильственной смерти (Мф. 21, зач. 87). Но эти казни во времени ничего не значат пред казнями врагов Божиих в вечности» 42.


Оставшийся анонимным русский священник, автор работы «Антихрист» предупреждал: «Бегство должно быть таким послушным и поспешным, каким оно было у православного Лота с его семейством. И горе беглецу, который тогда оглянется назад, как жена Лота! Горе тому, кто тогда пожалеет что-нибудь из имения…» 43.

Существует благочестивое сказание о трех эшелонах («поездах») с верующими, которых вышлют в последние времена из Москвы: в первом поедут добровольно, во втором - полупринудительно, с третьим будут высылать насильно. «А вы хоть за колеса хватайтесь, но старайтесь выехать», - прибавляется, обычно, в конце сказания. До времени, однако, Москву оставлять нельзя. Схимонахиня Макария (Артемьева, † 18.06.1993): «Москва город святой, только люди в нем плохие. Из Москвы никуда нельзя уезжать. Даже если кому посоветуешь так поступить, ответишь за это на Страшном Суде» 44.



1. Слова Господа Иисуса Христа.

2. Из речи первомученика Стефана перед синедрионом.

3. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в 12 томах. Т. 1. Кн. 2. СПб. 1898. С. 719.

4. Благовестник или толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Ч. 1. «Скит», 1993. С. 249.

5. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. IV. С. 218.

6. Там же. С. 219.

7. Израиль в прошлом, настоящем и будущем. Сборник. Сергиев Посад. 1915. С. 11-12.

8. Прот. Иоанн Восторгов. Кустодия // «Прибавление к Церковным ведомостям». 1918. № 17-18. С. 562.

9. Архиеп. Никон (Рождественский). Мои дневники. Вып. VII. 1916. С. 30-32.

10. Писание мужей апостольских. Рига. 1992. С. 31.

11. Там же. С. 45.

12. Там же. С. 283.

13. Там же. С. 237.

14. Бренье Ф. Евреи и талмуд. С. 45.

15. Слова Еврей, Иудей, Израильтянин, согласно богословской традиции, установившейся в последние три столетия в России, написанные с прописной буквы, обозначали члена Христовой Церкви, как Ветхозаветной, так и Новозаветной, в отличив от бытовавшего в нецерковной литературе словоупотребления «еврей», «иудей» в бытовом значении соответствующих понятию «жид». Суть мирового процесса, таким образом, заключается не в противостоянии евреев и неевреев, а в разделении некогда богоизбранного еврейского народа на две церкви - Новозаветную, Апостольскую (состоящую из евреев и неевреев) и талмудическую, жидовскую (также состоящую из евреев и неевреев), причем богоизбранность евреев переходит по обетованию на Новозаветную Церковь, а печать богооставленности всецело ложится на «жидов». Жиды - сохраняющие и исповедующие веру, нравы и обычаи талмудического иудаизма евреи, отвергнувшие Христа и потому продолжающие ожидать мессию, под видом которого должен придти, как известно, антихрист. Только истинным жидам (а через них - князю мира сего) может быть выгодным распространение слова «жид» на всех без исключения евреев, для (тщетного в конце концов!) пленения и лучшего их удержания в лапах Диавола, дабы не свершилось обетованное Господом обращение в последние времена евреев ко Христу.

«А. А. Гатцук, занявшись происхождением слова жид, указывает, что это слово существовало в славянском языке еще задолго до знакомства славян с потомками Израиля и с их племенным именем Егуда, переименованным в Европе в Иуду, т.е. слово жид было когда-то именем нарицательным, а не собственным. «В этом нас убеждает не одно только существование в славянском языке корня жъд (ожидать, жаждать), но и разнообразное, роскошное развитие этого корня, и существование таких форм, как например, жид (ждущий, ожидающий, сильно желающий). А потому весьма естественно предположить, что славяне, изменившие по-своему произношение слова Егуда или Иуда во что-нибудь подобное: юда или жуд (как яро в жар), прямо заменили его более понятным родным словом жид, первоначальное значение которого впоследствии совершенно утрачено ими. Во всяком случае, такое сильное изменение слова Иуда или Егуда в устах славянина, - равно как и раннее повсеместное распространение между всеми славянскими племенами слова жид, как названия иудеев, - и ранняя утрата славянами прежнего знаменательного значения этого слова наводят нас на мысль, что слово жид сделалось у славян названием иудеев в весьма отдаленные времена, быть может, доисторические. Мысль эту в особенности подтверждает то обстоятельство, что слово жид всегда и у всех славянских племен было единственным народным названием для сынов Израиля» («Сион». 1861. № 38).

Очевидно, что ни в лексическом значении славянского корня жъд, ни в совпадении его с племенным именем Иуды (если признать правильным филологические соображения г. Гатцука, напечатанные в органе «сионистов») нет никакого предумышленно-оскорбительного смысла, а если один из сынов этого племени совершил, с христианской точки зрения, предательский поступок, то ведь, в глазах талмудистов, это предательство является доблестным подвигом, своего рода героизмом» (Пятковский А. П. Государство в государстве. С. 75). - Сост.

16. См. Мф. 15:6.

17. Христофагия. (Борьба талмудического иудаизма с Церковью Христовой). Киев. 1993. С. 6-7.

18. Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского Толкование на Послания Св. Апостола Павла. «Скит». 1994. С. 64.

19. Прот. Борис Молчанов. Антихрист. М. 1960. С. 22.

20. Там же.

21. Страшный суд Христов. С. 28-29.

22. Архиеп. Аверкий. Апокалипсис. С. 35-36.

23. Страшный суд Христов. С. 21.

24. Знамения пришествия антихриста по учению Священного Писания и толкованиям Святых Отцев и учителей Церкви. М. 1912. С. 28-29.

25. Учение Священного Писания и Отцев Православной Церкви об антихристе. Тверь. 1991. С. 18.

26. Страшный суд Христов. С. 14.

27. Знамения пришествия антихриста... С. 8.

28. Прот. А. Ковальницкий. Теоретическое  богословие евреев-талмудистов. СПб. 1898. С. 16-18.

29. Израиль в прошлом, настоящем и будущем. С. 89-90.

30. Там же. С. 78.

31. Из области таинственного. Составил священник Григорий Дьяченко. М. 1900. С. 714-715.

32. Прот. Борис Молчанов. Антихрист. С. 8.

33. Прот. Сергий Булгаков. Христианство и еврейский вопрос. С. 133.

34. «Под «лихоимцами» надо разуметь скорее всего еврейских банкиров-капиталистов, которые сетями капитала опутали почти всю Западную Европу. - Прим. переводчиков.

35. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 73-77.

36. Свят. Игнатий (Брянчанинов). О кончине мира. С. 29.

37. Имеется в виду провозглашенный однажды Александром III тост за единственного союзника России - короля Черногорского. Ср. с другими словами этого Государя: «У России только два верных союзника - ее Армия и Флот». В заветах своему сыну Царю-Мученику Николаю II Александр III предупреждал: «Помни, - у России нет друзей. Нашей огромности боятся». - Сост.

38. Письмо К. А. Губастову.

39. Как говорил схиархимандрит Лаврентий Черниговский († 1950), по воцарении антихриста «сразу начнется гонение на Иерусалимской земле, а потом и по всем местам земного шара прольется последняя кровь за Имя нашего Искупителя Иисуса Христа» (Старец схиархимандрит Лаврентий (Проскура) 1868-1950. С. 78).- Сост.

40. Толковая Библия. Т. 9: СПб. 1912. С. 78.

41. Там же. Т. 8. СПб. 1911. С. 371.

42. Свят. Игнатий (Брянчанинов). О кончине мира. С. 26.

43. Страшный суд Христов. С. 23.

44. «Московский журнал». № 10. С. 14.


Страничку подготовила Анастасия
"Россия перед вторым пришествием", изд. 2001 г.

23 марта 2010 года



Россия перед вторым пришествием  >>   1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9   |  10  |  11   |  12   |  13  |  14  |  15  |  16  |  17  |  18  |  19  |  20  |  21  |  22  |  23  |  24  |  25  |  26  |  27   |  28  |  29  |  30  |  31  |  32  |  33  |  34  |  35  |  363738394041424344454647Приложения


Главная  |   Карта сайта  >>   Христианство  >>   Религия Христианство   Молитвы  Иконы и святые   Ангелы    Христианство и ведовство    Литература



Copyright © 2002 Aннa Фoщaй: magi@belmagi.ru, Вебмастер: webmaster@belmagi.ru
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено!
При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт (http://www.belmagi.ru/).

  Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100